Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
консультация

Чайкина Светлана Александровна

 

 

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

 

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Вопрос развития мелкой моторики детей важнейший в работе педагогов, психологов и других специалистов в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в дошкольном возрасте, когда интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, зависит формирование почерка человека.

Большое значение на развитие мелкой моторики оказывают игры.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Достигнуть цели помогут следующие задачи:

  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелких мышц кисти руки.
  • Развивать тонких произвольных движений пальцев рук.
  • Повышать качества управления движениями.
  • Создавать предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом ребенка.
  • Взаимодействовать с семьями.

Средства решения задач:

  • Научно-методическая литература.
  • Изучение передового опыта.
  •  Диагностика детей.
  •  Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
  • Подгрупповые и индивидуальные занятия.
  •  Работа с родителями.

Рекомендуемый комплекс игровых упражнений:

1. Пальчиковые игры.

2. Игры с предметами.

3. Использование элементов ИЗО деятельности в развитии мелкой моторики.

4. Развитие графической моторики.

5. Дидактические игры.

Консультация для родителей

 

Знакомство с играми по мелкой моторике лучше начать с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик...», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц-коза» и др.). Затем предложить детям игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Придавать игре большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Хорошим средством развития мелкой моторики являются пальчиковые игры

Пальчиковая игры – это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В комплекс «Пальчиковые игры» можно включить следующие виды игровых упражнений:

Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики старайтесь задействовать все пальцы рук. Вначале произнести стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы менять темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

Игры с предметами

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мелкие игрушки, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиться быстрее.

Можно использовать каштаны и грецкие орехи, карандаши для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи можно использовать для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Можно предложить ребенку собрать бусинки, брать бусинки и опускать их в коробочку с маленьким отверстием. После учить нанизывать бусы на нитку. Со временем можно нанизывать бусины в определенном порядке, по форме, цвету или величине.

Деревянные матрёшки – это прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозайка, конструктор, разные картинки – это бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – все это способствует интенсивному развитию движений пальцев рук.

Можно составлять из них различные фигурки из счетных палочек. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а также в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

Собирание мозайки являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное – обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозайку с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

Еще один из способов развития мелкой моторики, который нравится детям – это составление картинок из разного вида паззлы.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности – лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Использование элементов ИЗО деятельности

Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Это конструирование из бумаги, лепка мелких предмет «Чашечка для гномиков», лепка с использованием пуговиц. Развитие графической моторики.

Начиная со средней группы, можно использовать графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования хорошо использовать книжки-раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Дети с большим удовольствием дорисовывают картинки по точкам, соединяя их, а также симметрические дорисовки.

Развитие моторики рук невозможно без наполнения развивающей среды соответствующими играми: мозаика; паззлы; различные виды шнуровки; пальчиковый театр; макет дома с мелкими предметами мебели и т.д.

Работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста», желательно осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Важно помнить, что эффективной будет работа только тогда, когда она ведется планомерно с осознанием ее значения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Вопрос развития мелкой моторики детей важнейший в работе педагогов, психологов и других специалистов в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в дошкольном возрасте, когда интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, зависит формирование почерка человека.

Большое значение на развитие мелкой моторики оказывают игры.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Достигнуть цели помогут следующие задачи:

  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелких мышц кисти руки.
  • Развивать тонких произвольных движений пальцев рук.
  • Повышать качества управления движениями.
  • Создавать предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом ребенка.
  • Взаимодействовать с семьями.

Средства решения задач:

  • Научно-методическая литература.
  • Изучение передового опыта.
  •  Диагностика детей.
  •  Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
  • Подгрупповые и индивидуальные занятия.
  •  Работа с родителями.

Рекомендуемый комплекс игровых упражнений:

1. Пальчиковые игры.

2. Игры с предметами.

3. Использование элементов ИЗО деятельности в развитии мелкой моторики.

4. Развитие графической моторики.

5. Дидактические игры.

Консультация для родителей

Знакомство с играми по мелкой моторике лучше начать с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик...», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц-коза» и др.). Затем предложить детям игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Придавать игре большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Хорошим средством развития мелкой моторики являются пальчиковые игры

Пальчиковая игры – это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В комплекс «Пальчиковые игры» можно включить следующие виды игровых упражнений:

Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики старайтесь задействовать все пальцы рук. Вначале произнести стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы менять темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

Игры с предметами

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мелкие игрушки, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиться быстрее.

Можно использовать каштаны и грецкие орехи, карандаши для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи можно использовать для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Можно предложить ребенку собрать бусинки, брать бусинки и опускать их в коробочку с маленьким отверстием. После учить нанизывать бусы на нитку. Со временем можно нанизывать бусины в определенном порядке, по форме, цвету или величине.

Деревянные матрёшки – это прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозайка, конструктор, разные картинки – это бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – все это способствует интенсивному развитию движений пальцев рук.

Можно составлять из них различные фигурки из счетных палочек. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а также в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

Собирание мозайки являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное – обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозайку с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

Еще один из способов развития мелкой моторики, который нравится детям – это составление картинок из разного вида паззлы.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности – лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Использование элементов ИЗО деятельности

Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Это конструирование из бумаги, лепка мелких предмет «Чашечка для гномиков», лепка с использованием пуговиц. Развитие графической моторики.

Начиная со средней группы, можно использовать графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования хорошо использовать книжки-раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Дети с большим удовольствием дорисовывают картинки по точкам, соединяя их, а также симметрические дорисовки.

Развитие моторики рук невозможно без наполнения развивающей среды соответствующими играми: мозаика; паззлы; различные виды шнуровки; пальчиковый театр; макет дома с мелкими предметами мебели и т.д.

Работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста», желательно осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Важно помнить, что эффективной будет работа только тогда, когда она ведется планомерно с осознанием ее значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...