РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
консультация
Цифровая социализация, или как формируется личность ребенка в сети
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_roditelyam.docx | 90.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ
В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Цифровая социализация, или как формируется личность ребенка в сети
Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
В соответствии с Семейным Кодексом РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).
Со своей стороны государство принимает законодательные меры по защите интересов несовершеннолетних в цифровом пространстве. Об этом свидетельствуют принятые законодательные акты, в которых учтены все опасности современного цифрового пространства.
Наиболее часто родители в повседневной жизни сталкиваются с разграничением информационно-
развлекательного контента относительно возраста ребенка: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Эти ограничения означают, что контент со значком 6+ может причинить вред развитию ребенка младше данного возраста, а значок 18+ говорит о том, что данное видео не предназначено для просмотра детьми.
Знаковым событием в развитии информационной безопасности детей в интернете стало подписание хартии безопасности детей в интернете российскими интернет-компаниями, медиахолдингами и телеком- операторами 1 сентября 2021 года.
Хартия предполагает ограничение доступа к вредному и противоправному контенту для несовершеннолетних.
Однако без заинтересованности со стороны семьи, эти меры вряд ли будут эффективными сами по себе.
Наиболее высокую эффективность дают слаженные действия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь, родителей ребенка.
Именно родители приобщают ребенка к культуре цифрового взаимодействия, впервые предлагая ему смартфон или планшет.
В разных семьях и культурах это происходит в разном возрасте. Но все чаще специалисты в сфере информационной безопасности, психологи и педагоги отмечают, что это происходит еще в дошкольном возрасте.
Цифровая социализация (освоение ребенком правил поведения в обществе под влиянием сети Интернет) может напоминать социализацию в реальном обществе, однако есть и существенные различия, на которые необходимо обращать внимание каждому родителю.
Таблица 1.
Сравнение традиционной (без влияния виртуальной среды) и цифровой социализации.
Традиционная социализация | Цифровая социализация |
Семья и ближайшее окружение имеют первостепенное влияние на формирование личности ребенка | Информационно-коммуникационные технологии имеют важнейшее влияние на формирование личности ребенка |
Опора на принятые правила поведения | Размытость правил |
Четкие границы взаимодействия | Отсутствие четких границ взаимодействия |
Персональная ответственность за поведение | Отсутствие персональной ответственности за поведение (ощущение безнаказанности и вседозволенности) |
Опора на возрастные особенности ребенка | Наличие информации в свободном доступе, способной нанести вред здоровью и развитию ребенка |
Родитель выполняет ведущую роль в приобщении ребенка к миру взрослых и способен защитить ребенка в трудной ситуации | Ребенок осваивает цифровое пространство гораздо быстрее родителя, однако самостоятельно не способен осуществлять грамотный «фильтр» в информационном пространстве. Родитель часто не знает, от каких угроз необходимо защитить ребенка |
Это лишь краткое сравнение различий в том, каким образом происходит взросление ребенка с учетом его включенности в виртуальное пространство.
Данное сравнение приведено для того, чтобы вы, родители, понимали степень влияния интернет-среды на каждого ребенка. Цифровая социализация, зачастую без влияния родителя, способна нанести вред развитию ребенка, формированию его моральных качеств. Подумайте о том, кто воспитывает вашего ребенка в тот момент, когда он в сети. Чьими мыслями и идеями он наполняется? Чем он там занимается? Насколько полезно это для его развития?
Рекомендуем задаваться этими вопросами ежедневно. А еще лучше – обсуждать их с детьми.
Это важно для того, чтобы вы могли контролировать процесс развития личности вашего ребенка и могли ответить на вопросы о том, каковы его интересы, увлечения, хобби, мечты, кого он считает своим другом. А для этого посмотрите его плейлист (песни, фильмы, видео, которые он добавляет к себе на странице в социальной сети), посты, которые он «лайкает» или комментирует.
Чем в большей степени вы владеете информацией о своем ребенке в сети интернет, тем легче защитить его от тех информационных влияний и угроз, которые способны нанести ему вред.
Сегодня дети часто имеют «двойную» жизнь: в реальности и виртуальном мире они проявляют себя по-разному. Кроме этого, и в социальных сетях они зачастую имеют несколько аккаунтов, каждый для своего «зрителя» и своего интереса. Поэтому при потере доверительных отношений с ребенком вы можете просто не знать, чем он увлечен в сети, и кто окружает его там, какие предложения или какие угрозы он там встречает. Таким образом, рекомендуем учитывать в воспитании детей значительную роль интернет-среды, которая также, как и среда реальная, влияет на формирование личности ребенка, а при потере родительского контроля, способна взять на себя доминирующую роль.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПРИОБЩЕНИИ К ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В зависимости от того, в каком возрасте ребенок впервые выходит в интернет, родитель выбирает методы формирования безопасного поведения.
На сегодняшний день нет четких и единых рекомендаций специалистов о том, в каком возрасте ребенка можно приобщать к цифровой среде. Кто-то считает, что делать это следует не раньше, чем ребенок пойдет в школу. А кто-то уже в 2-3 года и ранее предлагает ребенку занимательный и развивающий досуг с использованием современных планшетов с детским контентом.
Однако необходимо учитывать предостережения представителей научного сообщества, основанные на результатах исследования детей, в раннем возрасте приобщенных к гаджетам. В частности, немецкий психиатр М. Шпитцер, описывая общее снижение когнитивных способностей у интеллектуально сохранных детей, в раннем возрасте приобщенных к использованию гаджетов, ввел термин псевдодебильности. Елена Балашова, кандидат психологических наук, клинический психолог, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова отмечает, что психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме.
Безусловно, чем младше ребенок, тем более осознанно, ответственно и аккуратно можно использовать инфокоммуникационные технологии. Зная законы формирования поведения, психологи объяснили, почему достаточно быстро формируется привязанность ребенка к гаджетам (моментальное подкрепление действия, поощрение «здесь и сейчас», случайный стимул и пр.).
Самое главное правило:
родитель должен сопровождать процесс вхождения ребенка в цифровую среду. Познакомить его с правилами безопасного поведения, границами ответственностью. Затем осуществлять какое-то время контроль, и постепенно делегировать ответственность ребенку, формируя открытые и доверительные отношения. Именно так формируется самостоятельность ребенка в любом деле.
Возраст, в котором родитель впервые предлагает ребенку досуг в сети Интернет (а делает это именно родитель), может отличаться в зависимости от культурно-образовательного уровня родителя, традиций, установок в семье, места жительства. Однако ответственность этого шага порой недооценивается взрослым.
Рекомендуем учитывать результаты исследований влияния гаджетов на детскую психику и не торопиться давать ребенку в руки гаджет. Вреда от этого не будет, а вот польза несомненна!
Как же учитывать возрастные особенности ребенка? Вот основные рекомендации:
-учет ведущего вида деятельности ребенка в выборе досуга. В каждом возрасте ребенок развивается в определенной деятельности. Например, в дошкольном возрасте огромное значение имеет игровая деятельность, причем разные виды игры: манипулирование предметами, свободная игра с детьми, сюжетно-ролевая игра, которая помогает усвоить важные правила взаимодействия. В младшем школьном возрасте ребенок развивается в учебной деятельности, а для подростка жизненно важно общение со сверстниками. В реальной деятельности во взаимодействии с реальными людьми это позволяет развиваться ребенку, раскрывать его потенциал, формировать новые жизненно необходимые навыки. Виртуальная реальность ограничивает этот потенциал.
Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со стороны взрослых. Задача взрослых — постоянное моделирование бытовых, игровых, учебных ситуаций, в которых возникает необходимость формирования и упражнения различных психических функций (памяти, внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков (не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса, определения времени по аналоговым часам и т. п.) могут оказаться хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.
-учет индивидуальных особенностей ребенка (темп обработки информации, процессы возбуждения – торможения нервной системы, способность к переключению и пр.). Будьте внимательны к тому, как ведет себя ребенок во время использования гаджета, после его использования, в том числе в ситуации, когда вы настаиваете на том, чтобы он завершил игру. Если возникают конфликтные ситуации, если настроение ребенка резко меняется, если его поведение и состояние ухудшается – не ждите, подумайте над тем, чтобы отменить использование гаджетов либо еще раз подумайте над необходимостью обсуждения и принятия четких правил.
-насыщенность реальными видами деятельности (цифровая среда в детстве может быть лишь органичным дополнением к реальному общению и развитию, но не выполнять ведущую функцию). Развитие ребенка нельзя отдать на откуп гаджетам. В реальной деятельности формируются реальные жизненные навыки: общение, взаимовыручка, поддержка, способность понимать чувства другого, способность найти выход в трудной ситуации.
-учет незрелости нервной системы ребенка (в обязательном порядке должен быть сформирован контент по возрасту и ограничениями, с невозможностью просмотра взрослого контента). Программы родительского контроля – это актуально и необходимо в современном цифровом пространстве. Не ждите, что модераторы социальных сетей, видеохостингов будут заниматься воспитанием вашего ребенка и учитывать его возраст для того, чтобы не навредить его психике. Помните, что в виртуальном мире границы тоже виртуальные, поэтому если в сообществе в социальной сети указано, что контент для взрослых, это не значит, что ребенок не может его просматривать, указав, что он взрослый.
-обсуждение виртуального пространства в реальности с возможностью формирования именно взрослыми критического мышления у ребенка. Только в обсуждении с ребенком вы можете понять, что он думает по поводу того контента, с которым сталкивается в сети. Именно с внимательного слушания начинаются доверительные отношения и принятие ребенком помощи от вас.
-участие родительского сообщества в выборе времени и необходимости участия ребенка в интернет-сообществах школы, класса, группы и т.д. Вы сами можете обсуждать с педагогами тот контент, который необходимо размещать в сети интернет, полезные ссылки для обучения и воспитания ребенка, необходимость вовлечения ребенка в социальные сети в начальной школе. Если у вас остаются вопросы, важно их озвучить классному руководителю ребенка и обозначить те моменты, которые являются спорными для вас.
-невключенность ребенка в интернет без реальной необходимости. Необходимо взвешивать пользу и вред влияния сети. Подумайте над тем, с какой целью вы хотите вовлечь ребенка в интернет среду, так ли это необходимо и не заменяете ли вы реальную деятельность виртуальностью. Если гаджет помогает вам решить трудности воспитания ребенка, то стоит бить тревогу и обращаться к психологу за консультацией. Помните, если запустить ситуацию, то она может усугубиться.
-освоение нового пространства начинается с четких и понятных правил поведения в интернете, соблюдение которых обсуждается вместе с ребенком. Правила могут периодически меняться по мере изменения ситуации, взросления ребенка и прочее. В таком случае возьмите за привычку обсуждать их на семейном совете и принимать совместно, а также проговаривать санкции в случае нарушения правил. Важно осознавать равнозначность правил и санкций за их нарушение. Обратите внимание, как только ребенок начинает принимать участие в семейных советах и понимать свою значимость в принятых решениях, он легче будет переносить наказание.
-поддержка и направленность в выборе позитивного контента в сети Интернет. Вы можете стать путеводителем для ребенка в выборе позитивного сообщества, сайта, видеохостинга и сделать позитивное окружение не только в реальности, но и в сети интернет. Подскажите ребенку позитивные варианты самовыражения и самоутверждения, привлеките его внимание и поддерживайте его с помощью систематического обсуждения того, что привлекло внимание ребенка в сети интернет.
-готовность родителя обратиться при необходимости за консультацией о возрастных особенностях ребенка к психологу или эксперту регионального центра информационной безопасности детей и молодежи. Пример обращаться за помощью в трудной ситуации подаете ребенку именно вы. Если вам трудно, но вы делаете вид, что «все хорошо», ребенок учится тому же. А затем в подростковом возрасте ребята пишут в сети подобные посты:
«Внутри пустота, а на лице улыбка».
Где бы ни находился ребенок, задача родителей – быть опорой.
Сначала явной, держащей ребенка за руку.
А затем – тайной, которая есть внутри и остается не менее прочной, чем явная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...
Региональный фестиваль педагогического творчества 2019. Цифровое пространство - детям.
Второй масштабный фестиваль педагогического творчества прошел в городе Воронеже на базе школы №101 Воронежского института развития образования. В мероприятии приняло участие 388 человек, среди ко...
Формирование основ системного мышления у дошкольников средствами информационно-цифрового пространства
Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему взаимоотношений. Познавая окружающий мир человеку приходится учитывать эти взаимоотношения в их единстве и противоречии одновременно. Это сл...
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации родителям «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Рекомендации родителям«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ребёнок часами сидит перед экраном и смотрит всё подряд?Ограничьте время телевизионных с...
Рекомендации родителям по защите детей от падения из окна.Буклет
Рекомендации родителям по защите детей от падения из окна.Буклет...
Взаимодействие с родителями в ДОО, участие родителей в образовательной деятельности, индивидуальная поддержка развития детей в семье, работа в цифровом пространстве, удовлетворенность родителей результатами работы
Проблема коммуникации остро стоит в обществе. Взаимодействие с родителями ребенка, для педагогов одна из важнейших задач в успешности организации образовательного процесса детей, как в семье, так и в ...