РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
консультация

Букина Юлия Геннадьевна

Цифровая социализация, или как формируется личность ребенка в сети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_roditelyam.docx90.93 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ

В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Цифровая социализация, или как формируется личность ребенка в сети

Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

В соответствии с Семейным Кодексом РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).

Со своей стороны государство принимает законодательные меры по защите интересов несовершеннолетних в цифровом пространстве. Об этом свидетельствуют принятые законодательные акты, в которых учтены все опасности современного цифрового пространства.

Наиболее часто родители в повседневной жизни сталкиваются с разграничением информационно-20-летний житель Красноярского края скинул свои интимные фото незнакомке и  лишился 30 тысяч — Новости 7 канала, Красноярск

развлекательного контента относительно возраста ребенка: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Эти ограничения означают, что контент со значком 6+ может причинить вред развитию ребенка младше данного возраста, а значок 18+ говорит о том, что данное видео не предназначено для просмотра детьми.

Знаковым событием в развитии информационной безопасности детей в интернете стало подписание хартии безопасности детей в интернете российскими интернет-компаниями, медиахолдингами и телеком- операторами 1 сентября 2021 года.

Хартия предполагает ограничение доступа к вредному и противоправному контенту для несовершеннолетних.

Однако без заинтересованности со стороны семьи, эти меры вряд ли будут эффективными сами по себе.

Наиболее высокую эффективность дают слаженные действия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь, родителей ребенка.

Именно родители приобщают ребенка к культуре цифрового взаимодействия, впервые предлагая ему смартфон или планшет.

В разных семьях и культурах это происходит в разном возрасте. Но все чаще специалисты в сфере информационной безопасности, психологи и педагоги отмечают, что это происходит еще в дошкольном возрасте.

Цифровая социализация (освоение ребенком правил поведения в обществе под влиянием сети Интернет) может напоминать социализацию в реальном обществе, однако есть и существенные различия, на которые необходимо обращать внимание каждому родителю.

Таблица 1.

Сравнение традиционной (без влияния виртуальной среды) и цифровой социализации.

Традиционная социализация

Цифровая социализация

Семья и ближайшее окружение имеют первостепенное влияние на

формирование личности ребенка

Информационно-коммуникационные технологии имеют важнейшее влияние на

формирование личности ребенка

Опора на принятые правила

поведения

Размытость правил

Четкие границы взаимодействия

Отсутствие четких границ

взаимодействия

Персональная ответственность за поведение

Отсутствие персональной ответственности за поведение (ощущение

безнаказанности и вседозволенности)

Опора на возрастные особенности

ребенка

Наличие информации в свободном доступе, способной нанести вред здоровью

и развитию ребенка

Родитель выполняет ведущую роль в приобщении ребенка к миру взрослых и способен защитить ребенка в трудной

ситуации

Ребенок осваивает цифровое пространство гораздо быстрее родителя,

однако самостоятельно не способен осуществлять грамотный «фильтр» в информационном пространстве. Родитель часто не знает, от каких угроз необходимо

защитить ребенка

Это лишь краткое сравнение различий в том, каким образом происходит взросление ребенка с учетом его включенности в виртуальное пространство.

Данное сравнение приведено для того, чтобы вы, родители, понимали степень влияния интернет-среды на каждого ребенка. Цифровая социализация, зачастую без влияния родителя, способна нанести вред развитию ребенка, формированию его моральных качеств. Подумайте о том, кто воспитывает вашего ребенка в тот момент, когда он в сети. Чьими мыслями и идеями он наполняется? Чем он там занимается? Насколько полезно это для его развития?

Рекомендуем задаваться этими вопросами ежедневно. А еще лучше – обсуждать их с детьми.

Это важно для того, чтобы вы могли контролировать процесс развития личности вашего ребенка и могли ответить на вопросы о том, каковы его интересы, увлечения, хобби, мечты, кого он считает своим другом. А для этого посмотрите его плейлист (песни, фильмы, видео, которые он добавляет к себе на странице в социальной сети), посты, которые он «лайкает» или комментирует.

Чем в большей степени вы владеете информацией о своем ребенке в сети интернет, тем легче защитить его от тех информационных влияний и угроз, которые способны нанести ему вред.

Сегодня дети часто        имеют «двойную» жизнь: в        реальности        и виртуальном мире        они проявляют себя по-разному.        Кроме этого, и        в социальных сетях они зачастую имеют несколько аккаунтов, каждый для своего «зрителя» и своего интереса. Поэтому при потере доверительных отношений с ребенком вы можете просто не знать, чем он увлечен в сети, и кто окружает его там, какие предложения или какие угрозы он там встречает. Таким        образом,        рекомендуем учитывать        в воспитании         детей значительную роль интернет-среды, которая также, как и среда реальная, влияет на формирование личности ребенка, а при потере родительского контроля, способна взять на себя доминирующую роль.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПРИОБЩЕНИИ К ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В зависимости от того, в каком возрасте ребенок впервые выходит в интернет, родитель выбирает методы формирования безопасного поведения.

На сегодняшний день нет четких и единых рекомендаций специалистов о том, в каком возрасте ребенка можно приобщать к цифровой среде. Кто-то считает, что делать это следует не раньше, чем ребенок пойдет в школу. А кто-то уже в 2-3 года и ранее предлагает ребенку занимательный и развивающий досуг с использованием современных планшетов с детским контентом.

Однако необходимо учитывать предостережения представителей научного сообщества, основанные на результатах исследования детей, в раннем возрасте приобщенных к гаджетам. В частности, немецкий психиатр М. Шпитцер, описывая общее снижение когнитивных способностей у интеллектуально сохранных детей, в раннем возрасте приобщенных к использованию гаджетов, ввел термин псевдодебильности. Елена Балашова, кандидат психологических наук, клинический психолог, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова отмечает, что психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме.

Безусловно, чем младше ребенок, тем более осознанно, ответственно и аккуратно можно использовать инфокоммуникационные технологии. Зная законы формирования поведения, психологи объяснили, почему достаточно быстро формируется привязанность ребенка к гаджетам (моментальное подкрепление действия, поощрение «здесь и сейчас», случайный стимул и пр.).

Самое главное правило: Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и  остаться друзьями? / Хабр

родитель должен сопровождать процесс вхождения ребенка в цифровую среду. Познакомить его с правилами безопасного поведения, границами  ответственностью. Затем осуществлять какое-то время контроль, и постепенно делегировать ответственность ребенку, формируя открытые и доверительные отношения. Именно так формируется самостоятельность ребенка в любом деле.

Возраст, в котором родитель впервые предлагает ребенку досуг в сети Интернет (а делает это именно родитель), может отличаться в зависимости от культурно-образовательного уровня родителя, традиций, установок в семье, места жительства. Однако ответственность этого шага порой недооценивается взрослым.

Рекомендуем учитывать результаты исследований влияния гаджетов на детскую психику и не торопиться давать ребенку в руки гаджет. Вреда от этого не будет, а вот польза несомненна!

Как же учитывать возрастные особенности ребенка? Вот основные рекомендации:

-учет ведущего вида деятельности ребенка в выборе досуга. В каждом возрасте ребенок развивается в определенной деятельности. Например, в дошкольном возрасте огромное значение имеет игровая деятельность, причем разные виды игры: манипулирование предметами, свободная игра с детьми, сюжетно-ролевая игра, которая помогает усвоить важные правила взаимодействия. В младшем школьном возрасте ребенок развивается в учебной деятельности, а для подростка жизненно важно общение со сверстниками. В реальной деятельности во взаимодействии с реальными людьми это позволяет развиваться ребенку, раскрывать его потенциал, формировать новые жизненно необходимые навыки. Виртуальная реальность ограничивает этот потенциал.

Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со стороны взрослых. Задача взрослых — постоянное моделирование бытовых, игровых, учебных ситуаций, в которых возникает необходимость формирования и упражнения различных психических функций (памяти, внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков (не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса, определения времени по аналоговым часам и т. п.) могут оказаться хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.

-учет индивидуальных особенностей ребенка (темп обработки информации, процессы возбуждения – торможения нервной системы, способность к переключению и пр.). Будьте внимательны к тому, как ведет себя ребенок во время использования гаджета, после его использования, в том числе в ситуации, когда вы настаиваете на том, чтобы он завершил игру. Если возникают конфликтные ситуации, если настроение ребенка резко меняется, если его поведение и состояние ухудшается – не ждите, подумайте над тем, чтобы отменить использование гаджетов либо еще раз подумайте над необходимостью обсуждения и принятия четких правил.

-насыщенность реальными видами деятельности (цифровая среда в детстве может быть лишь органичным дополнением к реальному общению и развитию, но не выполнять ведущую функцию). Развитие ребенка нельзя отдать на откуп гаджетам. В реальной деятельности формируются реальные жизненные навыки: общение, взаимовыручка, поддержка, способность понимать чувства другого, способность найти выход в трудной ситуации.

-учет незрелости нервной системы ребенка (в обязательном порядке должен быть сформирован контент по возрасту и ограничениями, с невозможностью просмотра взрослого контента). Программы родительского контроля – это актуально и необходимо в современном цифровом пространстве. Не ждите, что модераторы социальных сетей, видеохостингов будут заниматься воспитанием вашего ребенка и учитывать его возраст для того, чтобы не навредить его психике. Помните, что в виртуальном мире границы тоже виртуальные, поэтому если в сообществе в социальной сети указано, что контент для взрослых, это не значит, что ребенок не может его просматривать, указав, что он взрослый.

-обсуждение виртуального пространства в реальности с возможностью формирования именно взрослыми критического мышления у ребенка. Только в обсуждении с ребенком вы можете понять, что он думает по поводу того контента, с которым сталкивается в сети. Именно с внимательного слушания начинаются доверительные отношения и принятие ребенком помощи от вас.

-участие родительского сообщества в выборе времени и необходимости участия ребенка в интернет-сообществах школы, класса, группы и т.д. Вы сами можете обсуждать с педагогами тот контент, который необходимо размещать в сети интернет, полезные ссылки для обучения и воспитания ребенка, необходимость вовлечения ребенка в социальные сети в начальной школе. Если у вас остаются вопросы, важно их озвучить классному руководителю ребенка и обозначить те моменты, которые являются спорными для вас.

-невключенность ребенка в интернет без реальной необходимости. Необходимо взвешивать пользу и вред влияния сети. Подумайте над тем, с какой целью вы хотите вовлечь ребенка в интернет среду, так ли это необходимо и не заменяете ли вы реальную деятельность виртуальностью. Если гаджет помогает вам решить трудности воспитания ребенка, то стоит бить тревогу и обращаться к психологу за консультацией. Помните, если запустить ситуацию, то она может усугубиться.

-освоение нового пространства начинается с четких и понятных правил поведения в интернете, соблюдение которых обсуждается вместе с ребенком. Правила могут периодически меняться по мере изменения ситуации, взросления ребенка и прочее. В таком случае возьмите за привычку обсуждать их на семейном совете и принимать совместно, а также проговаривать санкции в случае нарушения правил. Важно осознавать равнозначность правил и санкций за их нарушение. Обратите внимание, как только ребенок начинает принимать участие в семейных советах и понимать свою значимость в принятых решениях, он легче будет переносить наказание.

-поддержка и направленность в выборе позитивного контента в сети Интернет. Вы можете стать путеводителем для ребенка в выборе позитивного сообщества, сайта, видеохостинга и сделать позитивное окружение не только в реальности, но и в сети интернет. Подскажите ребенку позитивные варианты самовыражения и самоутверждения, привлеките его внимание и поддерживайте его с помощью систематического обсуждения того, что привлекло внимание ребенка в сети интернет.

-готовность родителя обратиться при необходимости за консультацией о возрастных особенностях ребенка к психологу или эксперту регионального центра информационной безопасности детей и молодежи. Пример обращаться за помощью в трудной ситуации подаете ребенку именно вы. Если вам трудно, но вы делаете вид, что «все хорошо», ребенок учится тому же. А затем в подростковом возрасте ребята пишут в сети подобные посты:

«Внутри пустота, а на лице улыбка».

Где бы ни находился ребенок, задача родителей – быть опорой.

Сначала явной, держащей ребенка за руку.

А затем – тайной, которая есть внутри и остается не менее прочной, чем явная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...

Региональный фестиваль педагогического творчества 2019. Цифровое пространство - детям.

Второй масштабный фестиваль педагогического творчества прошел в городе Воронеже на базе школы №101 Воронежского института развития образования. В мероприятии приняло участие 388 человек, среди ко...

Формирование основ системного мышления у дошкольников средствами информационно-цифрового пространства

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему взаимоотношений. Познавая окружающий мир человеку приходится учитывать эти взаимоотношения в их единстве и противоречии одновременно. Это сл...

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации родителям «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Рекомендации родителям«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ребёнок часами сидит перед экраном и смотрит всё подряд?Ограничьте время телевизионных с...

Рекомендации родителям по защите детей от падения из окна.Буклет

Рекомендации родителям по защите детей от падения из окна.Буклет...

Взаимодействие с родителями в ДОО, участие родителей в образовательной деятельности, индивидуальная поддержка развития детей в семье, работа в цифровом пространстве, удовлетворенность родителей результатами работы

Проблема коммуникации остро стоит в обществе. Взаимодействие с родителями ребенка, для педагогов одна из важнейших задач в успешности организации образовательного процесса детей, как в семье, так и в ...