Консультация на тему: «Возрастные особенности речевого развития детей 3 – 4 лет».
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Возрастные особенности речевого развития детей 3 – 4 лет».
Консультация на тему:
«Возрастные особенности речевого развития детей 3 – 4 лет».
В каких случаях необходимо обращаться к логопеду.
В возрасте 3 – 4 лет речь детей развивается особенно интенсивно: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутой становится фразовая речь.
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий преимущественно из существительных и глаголов, появляются прилагательные, наречия и другие части речи. В своей речи ребенок начинает использовать предлоги, союзы, местоимения, притяжательные прилагательные (папина машина, мамина чашка). Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (используют имена существительные во множественном числе, в винительном и родительном падеже и т. д.). Но еще возможны речевые ошибки в окончаниях при согласовании существительных и прилагательных, при изменении глаголов по лицам и числам и др.
Количество слов, которыми ребенок пользуется в повседневной речи может насчитывать от 1500 до 2000 слов.
Ребенок в возрасте 3 – 4 лет начинает пользоваться развернутыми фразами, состоящими из 3-х, 4-х и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения.
Возраст 3 – 4 лет психологи называют возрастом почемучек. Детям интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? Что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, так как малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.
К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые необычные слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
Речь детей носит ситуативный характер. Детям в этом возрасте сложно самостоятельно описать содержание сюжетной картинки. Чаще они называют предметы, действующие лица, или перечисляют действия, которые они совершают.
Артикуляционная моторика у детей данной возрастной группы улучшается. Дети меньше «сюсюкают», но еще возможны фонетические нарушения, не требующие специальной коррекции. Например, недостаточно четкое произношение шипящих и свистящих звуков, [ц], [ч], отсутствие или замены звуков [л], [р] («ыба» - рыба, «ёдка» - лодка). До 4-х лет возможны перестановка слогов в слове или сокращение структуры слова («масалёт» - самолет, «весипед» - велосипед).
В возрасте 3 – 4 лет дети активно копируют речь взрослого. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь окружающих его членов семьи. Нельзя «сюсюкать» с ребенком, это может надолго задержать развитие правильного звукопроизношения. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей наносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь или с диалектными особенностями.
Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой. Двуязычие в семье может стать причиной задержки речевого развития (ЗРР).
Обобщая вышесказанное, можем отметить, что к четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим. Ребенок активно пользуется фразовой речью.
Итак, в каких же случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду?
- Если в 3 – 4 года у ребенка отсутствует фразовая речь. В активном лексиконе малыша насчитывается менее 1000 слов.
- Речь ребенка не понятна окружающим (часто «сюсюкает», «каша во рту», глотает окончания и т. п.)
- Говорит очень быстро на вдохе, наблюдается заикание или запинки в речи.
- Выраженные нарушения строения и подвижности органов артикуляции (асимметрия губ, языка, повышенное слюнотечение, межзубное произношение большинства звуков, недостаточная подвижность языка: ребенок не может вытянуть язык вперед, повернуть влево, вправо, поднять вверх и т.д.).
Родителям необходимо помнить, что чем раньше будет начата коррекционная логопедическая работа, тем она эффективнее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития детей"
Консультации для родителей всех возрастных групп детского сада....
Консультация и для родителей " Особенности речевого развития детей в 4- 5 лет"
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становит...
Консультация для родителей: «Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет»
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи....
Консультация для родителей; Тема "Особенности речевого развития детей 5-6 лет"
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще в...
Консультация для родителей «Возрастные особенности речевого развития детей»
Речевое развитие детей 2– 3 лет В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное знач...
Консультация для педагогов. Тема: «Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют систе...