Консультация для родителей: «Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет»
консультация (старшая группа)
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastye_osobennosti_rechevogo_razvitiya_u_detey_5-6_let.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития детей 5-6 лет»
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.
Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.
Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи.
Словарный запас
Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных ипереставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.
Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:
Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.
Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.
Грамматика родного языка
Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
- испорченный телефон;
- как назвать по-другому (на подбор синонимов);
- скажи наоборот (поиск антонимов);
- что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
- узнай предмет по описанию;
- закончи фразу.
Звукопроизношение
Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:
- искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
- замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти - пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.
Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.
Связная речь
Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.
В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.
Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.
Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.
Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.
Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития детей"
Консультации для родителей всех возрастных групп детского сада....
Консультация для родителей "Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"
Уважаемые, родители! В этом материале вы познакомитесь с некоторыми психическими особенностями детей 3-4 лет....
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Консультация для родителей «Возрастные особенности речевого развития детей»
Речевое развитие детей 2– 3 лет В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное знач...
Консультация на тему: «Возрастные особенности речевого развития детей 3 – 4 лет».
Консультация для родителей...