Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром»
консультация (старшая группа)

Аксенова Ольга Вячеславовна

Уважаемые родители, не забывайте, что ребѐнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждѐт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться.   Предлагаю вам ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» д.Гавриловка

Летне-оздоровительная работа

Рекомендации учителя-логопеда родителям

«Чтобы лето не прошло даром»

 

Разработала:

учитель-логопед

Аксенова О.В.

 2024 год

«Проводим лето с пользой!»

Рекомендации  учителя-логопеда родителям на летний период

     

      Лето — пора отпусков — благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Уважаемые родители, не забывайте, что ребѐнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждѐт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжение и можно расслабиться.

Но это не означает, что развитие ребѐнка останавливается. Летом он получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Во время отпуска, не следует забывать о речевых проблемах детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

     Предлагаю вам ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. При выполнении упражнений хорошо использовать наглядный материал, поскольку детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Речь должна быть четкой, ребенку нужно видеть движения губ говорящего. И обязательно поощрять его, не употреблять слово «неправильно»! Каждая семья предпочитает отдыхать по-разному.  

Чаще всего детей везут на море.  Используйте отдых  с пользой

 -Можно поговорить о транспорте, кто на нѐм работает.

Самолѐт, машина, поезд, теплоход

Рассмотрите части самолѐта, сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на нумерацию вагонов. На теплоходе ребѐнок познакомится с новыми словами. Помогайте ему их проговаривать.

-Все дети обожают плескаться в воде

Подберите прилагательные к слову «вода» /какая?/ тѐплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д; «море» /какое?/ синее, теплое, красивое; «камешки» /какие?/ мелкие, крупные, мокрые; «песок» /какой?/ сухой, влажный, жѐлтый.

 -Камешки на пляже различайте по форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на песке.

-Ваш ребѐнок недостаточно хорошо запомнил буквы- также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он складывает слова- пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку.

 Камешками обозначьте гласные.

Спросите - какой гласный слышится сильнее /ударение/. Палочками разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые встретились.

 -Трудные и незнакомые слова проговаривайте с ребѐнком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно /сопряжѐнно/, потом ребѐнок пробует повторить самостоятельно, после вас /отражѐнно/.

-Берег моря благотворно влияет на творческую активность ребѐнка.

Все дети, сидя на берегу, что-то строят из песка. 

Дайте ребѐнку выразить свои творческие настроения. Но не забывайте про связную речь. Пусть он оречевляет свои действия. Спросите: «Что ты построил?», «Там кто-нибудь живѐт?», «Как его зовут?» / с именем можно пофантазировать/, «Что он там делает?». По ходу сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребѐнок отвечал полными предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку.

Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если ребѐнок захочет – можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить, конструировать.

Вы повезли отдыхать ребѐнка в деревню, к бабушке. Замечательно! 

Можно вспомнить всѐ, о чѐм он узнал в детском саду. Лучшее усвоение – через личный опыт. А уж там его можно набраться сполна.

 -В огороде - что только не растѐт. Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветѐт и даѐт плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания составьте с ребѐнком описательный рассказ.

-В саду фрукты. Расскажите ребѐнку побольше о них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ. Закрепляя овощи-фрукты, поиграйте в игру «Что лишнее?/

-Цветы. Их названия помогут /порой трудные/ помогут тренировать слоговую структуру слова, определять место звуков в слове, делить слова на слоги.

-Домашние животные, хоть какие-то, в деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребѐнок их детѐнышей? Спросите в единственном и множественном числе. Подробно стараемся описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребѐнку составить описательный рассказ.

Закрепите образование прилагательных от существительных /молочные, мясные/, согласование числительных 2 и 5 с существительными /две коровы,пять коров/, глаголы в игре «Кто как голос подаѐт» / Мычит, ржѐт, блеет/.

 -Если повезѐт, в деревне могут держать уток, гусей, кур, индюков. 

Расскажите ребѐнку всѐ об этих домашних птицах. -Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц.

-Если вы с ребѐнком пошли на речку купаться – ему там раздолье.

На рыбалку собрались – ребѐнок узнает много новых слов. Научите ребѐнка последовательно излагать произошедшие события.

 -В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды.

Из листьев сделайте гербарий. Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, чем они различаются.

 Можно закреплять различные грамматические формы. 

Собираете ягоды – не забудьте спросить какой сок, варенье получиться из черники, брусники и т. д.

 -Полезной окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребѐнку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие хлебобулочные изделия он знает.

-Наблюдайте за различными явлениями природы и описывайте их словами /гроза, радуга, закат и т. д. / Повторите части суток и времена года.

Если ваш отпуск проходит в городе

– больше гуляйте в парках, покажите ребѐнку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки.

Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Играйте в следующие игры:

-упр. «Считай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов.

 -упр. «Один-много». Кошка-… кошки, корова-…коровы и т. д. (на любую тему).

-упр. «Назови ласково». Стол-столик, кровать –кроватка и т.д. -упр. «Назови части». Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т.д.

 -упр. «Скажи наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.

 -упр. «Кому что нужно?». Художнику – кисть, повару –кастрюля и.т.д.

-упр. «Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом –машинист и.т.д.

-упр. «Кто где живет?». В норе живет(кто?) – лиса; в берлоге, в дупле… -упр. «Кому что дадим?». Мясо –волку; малину, мед, орехи, грибы, морковку.

Развитие связной речи

Игры и задания, способствующие развитию связной речи:

-подбирать определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») – чем больше, тем лучше.

-узнавать предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - …береза»); -игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет).

А теперь попробуй загадать ты!

 - составлять словосочетания и предложения с заданными словами («Составь предложение по двум опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т.д.

— игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т.д.);

— игра «А если бы...» («А если бы у меня был ковер-самолет, шапка-невидимка...»);

— переделать известную сказку;

— придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова);

 — придумать продолжение сказки; — игра «Перевѐртыш» (взрослый намеренно перестраивает события известной сказки, ребенок должен исправить).

Повторяйте стихи, потешки и рассказы, пройденные за год; внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Учите ребенка давать полный ответ на вопрос.

Читайте ребѐнку книги. Если он читает сам – пусть ещѐ и пересказывает /небольшие рассказы, сказки/.

И самый настоятельный совет: Ваши дети посещали учителя-логопеда. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи!!!    

         Закрепление правильного звукопроизношения

-ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику)

-развивайте дыхание, тренируя силу и длительность выдоха,

-повторяйте материал по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков по индивидуальным тетрадям для домашних заданий. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребѐнка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.

      Закрепление умения слышать и различать звуки

-упр. «Поймай звук».

-упр. «Назови первый гласный звук в слове» -(аист, остров, утка…)

-упр. «Назови последний согласный звук в слове»-(паук, нос, стоп…)

-упр. «Назови, какой гласный звук в односложном слове» -(мак, рот, лук…)

-упр. «Определи, есть ли заданный звук в слове».

-упр. «Отхлопай слово по слогам».

-упр. «Назови слова с определенным звуком, слогом».

               

Уважаемые родители, пожалуйста, обращайте внимание на свою речь и речь ребенка. Сразу же исправляйте речевые ошибки!

Уважаемые родители!

     Учебный год заканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.

     Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

     В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения.  У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За учебный год разучили большое количество стихотворений, скороговорок, чистоговорок, прочитали и пересказали множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

     Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с логопедом, и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

     Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Если вашему ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето задание, чтобы восполнить какие-то пробелы в усвоении материала, то это уже половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения, письма, счёта. Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. И тогда вы заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время подводите его к той цели, которую вы поставили. 

     Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом.

     Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать.     Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

     Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют  развитию грамматического строя речи, связной речи.

  • Скажи наоборот (высокий-низкий)
  • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
  • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
  • Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
  • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять предложения с заданными словами;
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:

  • Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
  • Назови первый (последний) звук в слове;
  • Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парки.

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям, чтобы лето не прошло даром.

Консультация для родителей детей, посещавших группу компенсирующей направленности. Для родителей подобран материал для занятий с детьми в летний период....

Рекомендации учителя - логопеда родителям, чтобы лето не прошло даром.

материал предназначен для родителей дошкольников с ОНР и ФФН. В данном метериале логопед дает свои рекомендации по автоматизации  поставленных звуков в летнее время года, когда логопедическое воз...

консультация для родителей "Чтобы лето не прошло даром"

консультация для родителей на стэнд логопеда...

Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром»

Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром» Учебный годзаканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Летние каникулы с...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Чтобы лето не прошло даром"

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двига...

Рекомендации родителям «Чтобы лето не прошло даром»

Рекомендации родителям«Чтобы лето не прошло даром»Уважаемые родители!Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.Летние каникулы само...