Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
консультация

Что такое сенсорное развитие ребёнка раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Воспитатель: Каузова Л.Б.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Перечислим основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

1. Предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.

2. Обучить перцептивным действиям — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.

3. Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

4. Эстетическое развитие — помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

Организуя занятия по сенсорному развитию малыша, следует учитывать ряд факторов, влияющих на уровень сенсорной чувствительности и развитие восприятия. Следует отметить, что уровень чувствительности у разных людей к различным видам сенсорных раздражителей существенно различается. Это зависит от нескольких факторов:

Наследственность. Например, абсолютный слух или особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.

Состояние органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет в какой-либо степени снижена или полностью отсутствует. Например, в наше время очень много людей страдает снижением зрения, что, конечно, мешает полноценному зрительному восприятию. А полное отсутствие зрения (слепота) или слуха (глухота) делает человека инвалидом.

Развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия достаточного количества и разнообразия различных сенсорных раздражителей.

ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными.

Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:

- зрительные ощущения — ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

- слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;

- осязательные ощущения — ребенок ощущает посредство прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

- обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

- вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Итак, пять органов чувств — это пять каналов получения информации о мире вокруг.

СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА С ПРЕДМЕТАМИ

Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Другими словами, восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок, познавая мир, осуществляет поисковые способы ориентировки, которые могут быть разного уровня. Рассмотрим более подробно различные способы действий ребенка с предметами:

Хаотические действия — ребенок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает и бросает, тянет в рот и т.п.

Такие действия присущи в норме младенцам, а в случае особенного

развития могут присутствовать у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, у аутичных детей.

Метод проб и ошибок — ребенок осуществляет в ходе исследования предмета большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), ребенок пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное.

Практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, прикладывает поочередно фигурку к углублениям, не пытаясь вкладывать, пока не подберет подходящее.

Зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена, он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку сразу; подобным образом ребенок может найти глазами и показать подходящее углубление для каждой фигурки.

Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова — ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам называет свойства и качества предметов. Например, при работе с доской Сегена ребенок может найти нужную фигурку по устной просьбе, самостоятельно называет фигуры и углубления для них.

Предлагая ребенку разнообразные сенсорные игры, внимательно наблюдайте за тем, как развиваются умения ребенка, как изменяются способы его действий с предметами. В случае необходимости, помогите малышу открыть для себя новый, более эффективный способ действия с предметом. Однако делайте это незаметно и ненавязчиво, не нарушая общего хода развития исследовательской деятельности малыша.

СЕНСОРНАЯ СРЕДА

Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Сенсорные впечатления ребенок может получать в разных местах и в различных ситуациях.

Природа Мир людей

— Живая природа — это форма, цвет и запах цветов, вкус плодов, внешний вид и окраска животных и птиц, звуки, которые они издают, сезонные изменения в живой природе — осенняя окраска листвы деревьев, изменения в окраске шкур животных и оперении птиц и т.д.

— Неживая природа — цвет неба и облаков, шум дождя, журчание ручья, величина гор и ширина рек, глубина морей и океанов, смена дня и ночи, сезонные изменения в природе, погода — снег, дождь, гроза, сияние солнца, луны и звезд, свойства объектов неживой природы — вес и фактура камня или песка, и т.д.

— Город — расположение улиц в городе, форма и величина зданий, их взаимное расположениев пространстве, сигналы автомобилей на дорогах и проч.

— Дом (квартира) — различные помещения и их назначение, план расположения помещений в квартире, доме.

— Вещи — мебель, посуда, одежда и обувь, аксессуары, игрушки, продукты питания, бытовая техника, транспорт и т.д.

— Искусство — живопись, скульптура, музыка, театр и кино.

Перечисленные выше составляющие сенсорной компоненты мира указывают на то, что сенсорное развитие неразрывно связано с развитием представлений об окружающем мире, является его начальным звеном. Чтобы ребенок активно развивался и познавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. Однако, для изучения малышу доступны далеко не все объекты окружающего мира. В первую

очередь, это самые разные предметы человеческого быта и объекты природы, с которыми малыш сталкивается ежедневно.

Рассмотрим основные условия создания для малыша полноценной сенсорной среды, которая будет стимулировать его развитие:

— Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.

— Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг —лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.

— Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.

— Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.

— Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе,музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.

Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Но что будет, если полноценная сенсорная среда для ребенка не создана и он не получает достаточное количество разнообразных стимулов для восприятия? В этом случае имеет место сенсорная депривация, или другими словами, сенсорный голод.

Сенсорная депривация возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В такую среду, например, попадает ребенок, оказавшийся в детском доме или в других учреждениях закрытого типа. Обедненная среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте, однако для ребенка она оказывается наиболее губительной.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений. Это объясняется тем, что именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание

мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются.

Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ

Предоставить ребенку достаточное количество разнообразных сенсорных впечатлений, научить его обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей:

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые,

закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Занимаясь с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности их возраста. Дети 2–3-го годов жизни действуют спонтанно, их внимание пока что непроизвольно. Это означает, что ребенок заинтересован в получении результата только в том случае, что если ему интересно. В связи с такими особенностями возраста невозможно построить занятие только на основе беседы с детьми, или показа какого-либо материала. Использование на занятиях словесных объяснений и картинок — следующий этап сенсорного

развития детей. Авторитет взрослого также не может повлиять на мотив деятельности малышей, побудить их к действиям, которые им неинтересны.

Для малышей необходимо подбирать такие игры и задания, в которых изучаемый признак предметов станет для них по-настоящему значимым. Кроме этого, малыши предпочитают практические действия с реальными

игрушками и предметами. Этого возможно добиться в двух случаях:

- подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов как форма);

-организуя веселые подвижные игры в группе детей с использованием разнообразных предметов и игрушек, когда невозможно достичь цели без учета определенного признака предметов. В обоих случаях появляется мотив достижения результата.

Не забывайте, что занятия для малышей — это прежде всего игра, требующая эмоциональной вовлеченности, интересного сюжета. Вместе с тем задачи, которые встают перед детьми в ходе выполнения заданий по сенсорному развитию, бывают достаточно сложны. Поэтому их выполнение требует терпения и упорства со стороны детей и настойчивости со стороны педагога, а также серьезной подготовки материала для занятий, разнообразия пособий, предметов и материалов, сюжетов для игр.

Также следует помнить, что ребенку требуется достаточно времени и необходимое число попыток для выполнения задания. Поэтому лучше планировать поначалу очень несложные задания, возможно также продолжение игры и выполнение начатого ранее задания на следующем занятии.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

В ходе проведения игр по сенсорному развитию, понадобятся специальные материалы:

- специальные дидактические (обучающие) игрушки: матрешка, пирамидка, вкладыши, различные сортеры и др.;

Материалы для развития восприятия

- специальные пособия — настольно-печатные игры, картинки и др.;

- различные игрушки, предметы и материалы.

При подборе игр в данном пособии одним из критериев является доступность используемых материалов. В книге описаны в основном распространенные, доступные игрушки и пособия, либо такие, которые не сложно изготовить самим. При этом со многими из описанных игрушек и настольно-печатных игр можно проводить разные игры, и это подробно описано в занятиях.

Например, из рамок Монтессори можно выложить домик, в котором «нужно закрыть окошки», или построить поезд, в котором каждая фигурка «должна сесть строго на свое место», можно обводить, получая контуры геометрических фигур и т.д. А из вкладышей можно строить башенки, или складывать их внутрь друг друга, или прятать под них какие либо предметы разной величины. Очень большое количество игр, направленных на изучение цвета, формы и величины, можно проводить с использованием картонных фигурок (или карточек с изображениями фигур) разных цветов. Так же описано, как можно использовать в играх разнообразные подходящие игрушки и предметы, которые можно найти в каждом доме. При этом следует отметить, что на разных возрастных этапах предпочтение отдается разного рода пособиям. Например, в работе с самыми маленькими (второй год жизни) полезно использовать обучающие игрушки из дерева, пластмассы или ткани, а вот картонные фигурки можно предлагать для занятий детям постарше, которые уже не будут их мять, рвать или разбрасывать.

Используемая литература:

Янушко Елена Альбиновна

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

детей раннего возраста

1–3 года

Методическое пособие

для педагогов дошкольных

учреждений и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слу...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры".

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Консультация для родителей " Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе....