Всеобуч "На пороге школы"
консультация

Терентьева Мария Александровна

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались на очередном мероприятии в рамках педагогического всеобуча, тема которого «На пороге школы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ № 200

____________И.П. Данилова

 приказ от __________ № ___

«НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

И БУДУЩИМ УЧЕНИКАМ

В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА

Выполнил:

Шимарева Александра Евгеньевна – воспитатель первой кв. категории МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Терентьева Мария Александровна –

педагог-психолог первой кв. категории

МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Оренбург

2024

«На пороге школы»

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы собрались на очередном мероприятии в рамках педагогического всеобуча, тема которого «На пороге школы».

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому учиться».

Л.А. Венгер

Поступление в школу для ребенка - это стресс.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями, но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Поступление в школу – переломный момент и для детей, и для родителей. Начинающие школьники сталкиваются с ворохом проблем: им сложно концентрироваться, общаться со сверстниками и учителями, привыкать к дисциплине. Очень много нового и непривычного видит ребенок в школе.

Важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Выделяются разные виды готовности к школе:

Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, сформированность костно-мышечного скелета, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений.

Социально-психологическая готовность:

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника является для него ступенькой к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений, наличие  потребности  в общении, умение найти свое место в коллективе;
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия с другими членами детского и взрослого коллектива;
  • Умение подчиняться правилам и нормам, способность управлять своим поведением (знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив, тактичен);
  • Умеет различать отношение и настроение детей и взрослых.

Интеллектуальная готовность:

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

  • Наличие элементарных знаний о себе, своей семье, об окружающем мире;
  • Развитое воображение, память, восприятие, внимание и наблюдательность;
  • Хорошая ориентировка в пространстве и во времени, умение понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни);
  • Развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и различное);
  • Предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений);
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности (счетные операции, звукобуквенный анализ, графические навыки, способность сделать логический вывод);
  • Развитее мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования и срисовывания).

Личностная готовность:

  • Принятие новой социальной роли (хочет быть учеником, а не дошкольником);
  • Сознательное стремление к школе, наличие интереса к школьно-учебной деятельности;
  • Положительно относится к предстоящему обучению в школе, к будущим учителям, учебной деятельности, самому себе (объективная самооценка);
  • Активное восприятие любой информации, умение контролировать свое поведение;
  • При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается от выполнения заданий.

Эмоционально-волевая готовность: 

  • Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать в разговоре);
  • Эмоциональная устойчивость (отсутствие резких перепадов настроения, элементарное умение регулировать свои эмоции);
  • Воспринимает инструкцию (задание) с первого раза и по инструкции выполняет действие;
  • Не торопится, не суетится, доводит работу до конца, умеет оценить ее качество;
  • Сохранение работоспособности в течение одного урока (30 минут);
  • Сосредоточенное выполнение заданий на протяжение 10 – 15 мин.

Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?

  1. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки.
  2. Обязательно полноценное питание.
  3. Физические упражнения.
  4. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день.
  5. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе - не прогулка по магазинам, а прогулка в парке.
  6. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", - и собирайтесь в школу.
  7. Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают.
  8. Объясните безопасный путь в школу ребенку. Безопасный, но не короткий.
  9. Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, так много времени.
  10. Терпеливо выслушивайте его, хвалите, поддерживайте и ни в коем случае не ругайте.

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником.

  • Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы.    
  • Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время.
  • Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  • Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома.
  • Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим.
  • Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа - не единственная.
  • Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. 
  • Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Что же делать, если появились первые трудности?

  1. Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно.
  2. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка.
  3. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
  4. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
  5. Ребенку не нужна позиция прокурора. Пожалуйста, помните об этом.

Вывод

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Вайнер М.Э, Ребёнок и родители на пороге школьной жизни // Начальная школа, 2007. - №4. - С.15.
  2. Волкова Е., Готов ли ребёнок к школе? // Дошкольное воспитание, 2001. - №8.  - С. 99.
  3. Гацаева Е.В., Семья. Детский сад. Школа. // Управление ДОУ, 2007. - №1. - С. 98.
  4. Безруких М.М, Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами - Питер, 2020. – 256 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...