Мастер-класс "Скоро в школу"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Теленченко Татьяна Анатольевна

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс "Скоро в школу"

Цель: Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы, помочь родителям овладеть игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для подготовки к школе.

Задачи: 

  • Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
  • Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь),
  • Оптимизация детско-родительских отношений.
  • Формирование учебной мотивации у детей
  • Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  • Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.

Условия проведения практикума.

  • Данный мастер-класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, и их родителей.

Ход мастер-класса.

Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Спасибо, что дела свои отложили,
К нам сегодня поспешили.

Сейчас идет последний год перед поступлением ваших детей в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш ребенок не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года.

Перед нами сейчас стоит важная задача - подготовить ребенка к школе.

Что же вкладывается в понятие «готовность ребенка к школе»?

Слайд 2

Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

Схема школьной готовности:

• Мотивационную готовность;

• Эмоционально-волевую готовность;

• Социальная готовность

• Физическая готовность

• Интеллектуальную готовность;

Кратко расскажу, что это такое.

Слайд 3

Мотивационная готовность

Предполагает обоснованное желание идти в школу.

Различают разные мотивы готовности ребенка к школе:

- Игровой ("Там много ребят, и можно будет играть с ними")

- Социальный (Ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место)

- Познавательный (Характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное)

Слайд 4

Эмоционально-волевая готовность

Следующий компонент готовности к школе - эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям.

Это развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание, умение слышать и делать то, что требует учитель, соблюдение школьного режима, умение управлять своим поведением).

Слайд 5

Социальная готовность

Это умение ребенка жить в коллективе и считаться с интересами окружающих людей.

К школе у ребенка должно быть сформировано следующие умения:

• слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно будет привыкать к школе.

Слайд 6

Физическая готовность

это:

- хорошее состояние здоровья;

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств

(ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и

привычек;

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к

заболеваниям;

- хорошо развитая мелкая моторика (для письма).

Слайд 7

Интеллектуальная готовность

Включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи)

Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Как подготовить ребенка к школьному обучению?

Педагоги в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Она формирует все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребенок развивается как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. В игре ребенок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Слайд 8

  1. Игра «В детском саду хорошо, а в школе лучше».

Ребенок начинает «В детском саду хорошо, потому что…».

Дальше родитель говорит «А в школе лучше, потому что…»

Затем, после нескольких игр, взрослые говорят о детском саде, а дети о школе.

Слайд 9,10

  1. Игра «Собери портфель»

Первый участник начинает:

«Я положу в портфель…» и называет предмет, второй участник повторяет предмет предыдущего и добавляет свое слово и т.д., начиная со слов «Я положу в портфель». Чем больше слов запомнит следующий участник, тем лучше.

Также можно играть на другие темы: «В зоопарке», «Транспорт», «В лесу», «Огород», «В саду» и др.  

Слайд 11

  1. Игра «Логические задачи»

Логические задачи для детей:

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

Горело 3 свечи, одна погасла. Сколько свечей осталось?

На сосне созрело 40 апельсинов, 10 упали. Сколько апельсинов осталось?

Первый страус долетел до пруда за 5 минут, а второй за 10 минут. Кто оказался быстрее?

Под каким деревом сидит заяц во время дождя?

Слайд 12

Логические задачи родителям:

Без чего хлеб не испечь? (без корки)

Сколько месяцев в году имеет 28 дней? (все месяцы)

Что не войдет в самую большую кастрюлю? (Ее крышка)

Что поднять с земли легко, но трудно кинуть далеко? (пух)

Слайд 13,14

  1. Игра  «Узнай предмет»

Ребенок описывает скрытую картинку, на которой нарисована школьная принадлежность, взрослые отгадывают, и наоборот.

В этой игре можно использовать различные предметы и темы (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, одежда, транспорт, инструменты и др.)

Слайд 15,16

  1. Игра «Измени фигуру»

Задача для детей: Приготовьте по 6 палочек, составьте домик, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок (см. приложение)

Слайд 17,18

Задача для взрослых: Приготовьте 10 палочек, выложите фигуру, похожую на ключ (по образцу). Переложите 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата  (см. приложение).

Слайд 19

6. Игра «Найди букву»

Родители и дети ищут буквы в «зашумленных изображениях», чем больше, тем лучше (см. приложение).

Слайд 20

7. Игра «Отгадай слово»

По первым буквам в названиях картинок отгадать слово.

Слайд 21

Игра «Прочитай слово»

Вставить пропущенные буквы, чтобы получилось слово.

М…Р        Л…К       М…К       Б…К         С… Р        П….Р       Р…К        С…К

Заключение

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!

Желаем вам  добра, взаимопонимания и успехов!

                                                                                                          Приложение


Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b3f/0002070e-821ca2e9/img1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Скоро в школу» Учитель-логопед Теленченко Т.А. МАОУ «Гимназия г. Троицка» д ошкольное отделение № 7

Слайд 2

Школьная готовность: • Мотивационная готовность • Эмоционально-волевая готовность • Социальная готовность • Физическая готовность • Интеллектуальная готовность

Слайд 3

Мотивационная готовность Различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - Игровой (" Там много ребят, и можно будет играть с ними") - Социальный (Ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место) - Познавательный (Характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное) Предполагает обоснованное желание идти в школу.

Слайд 4

Эмоционально-волевая готовность Требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения. Это развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание, умение слышать и делать то, что требует учитель, соблюдение школьного режима, умение управлять своим поведением.

Слайд 5

Социальная готовность Это умение ребенка жить в коллективе и считаться с интересами окружающих людей. К школе у ребенка должны быть сформированы следующие умения : • слушать собеседника, не перебивая его; • говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; • пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

Слайд 6

Физическая готовность Хорошее состояние здоровья - Достаточный уровень развития двигательных и физических качеств ( ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.) ; - Достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек ; - Закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям ; - Развитая мелкая моторика ( для письма) .

Слайд 7

Интеллектуальная готовность Включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи) Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Слайд 8

Игра «В детском саду хорошо, а в школе лучше ». Ребенок начинает «В детском саду хорошо, потому что …». Дальше родитель говорит «А в школе лучше, потому что …» Затем, после нескольких игр, взрослые говорят о детском саде, а дети о школе.

Слайд 9

Игра «Собери портфель» Первый участник начинает: « Я положу в портфель…» и называет предмет, второй участник повторяет предмет предыдущего и добавляет свое слово и т.д., начиная со слов «Я положу в портфель». Чем больше слов запомнит следующий участник, тем лучше . Также можно играть на другие темы: «В зоопарке», «Транспорт», «В лесу», «Огород», «В саду» и др.

Слайд 10

Игра «Собери портфель»

Слайд 11

Игра «Логические задачи » Логические задачи для детей : - Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков ? - Горело 3 свечи, одна погасла. Сколько свечей осталось? - На сосне созрело 40 апельсинов, 10 упали. Сколько апельсинов осталось? - Первый страус долетел до пруда за 5 минут, а второй за 10 минут. Кто оказался быстрее ? - Под каким деревом сидит заяц во время дождя?

Слайд 12

Игра «Логические задачи » Логические задачи родителям: Без чего хлеб не испечь? Сколько месяцев в году имеет 28 дней? Что не войдет в самую большую кастрюлю? Что поднять с земли легко, но трудно кинуть далеко?

Слайд 13

Игра «Узнай предмет» Ребенок описывает скрытую картинку, на которой нарисована школьная принадлежность, взрослые отгадывают , и наоборот. В этой игре можно использовать различные предметы и темы (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, одежда, транспорт, инструменты и др.)

Слайд 14

Игра «Узнай предмет»

Слайд 15

Игра «Измени фигуру» Задача для детей: Приготовьте по 6 палочек, составьте домик, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок

Слайд 16

Игра «Измени фигуру»

Слайд 17

Игра «Измени фигуру» Задача для взрослых: Приготовьте 10 палочек, выложите фигуру, похожую на ключ (по образцу). Переложите 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.

Слайд 18

Игра «Измени фигуру»

Слайд 19

Родители и дети должны найти буквы в «зашумленных изображениях», чем больше, тем лучше . Игра «Найди букву»

Слайд 20

Игра «Отгадай слово»

Слайд 21

Игра «Прочитай слово» Вставить пропущенные буквы, чтобы получилось слово. М…Р Л…К М…К Б…К С … Р П ….Р Р…К С…К

Слайд 22

Желаем вам добра , взаимопонимания и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...