Памятка для родителей «Детские конфликты и пути их разрешения»
консультация
В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_detskie_konflikty_i_puti_ih_razresheniya.docx | 354.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины возникновения конфликтов между дошкольниками
► К ссорам между детьми обычно приводят:
- различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
- игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
- разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
- споры о правильности игровых действий.
Причины конфликтных ситуаций зависят от возраста. В 2-3 года дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые не получилось поделить, и сломанных сооружений. В этом возрасте малыши проходят очередной этап становления личности – на некоторое время становятся ярыми собственниками и очень остро переживают посягательства на «свои» вещи. При этом полноценно выражать эмоции словами дети пока не умеют. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и привлечения взрослых.
К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.
БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291»
Памятка для родителей
«Детские конфликты и пути их разрешения»
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.
Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра"
К. Фопель.
В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.
Какие у детей чаще всего происходят конфликты?
Есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:
- Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
- Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
- Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
- Сверхпокладистый – соглашается со всеми.
- Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
- Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
- Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
- Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
- Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.
Дети у которых возникают конфликты стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать из-за особенностей характера, воспитания. Многие из них с помощью споров и ссор пытаются самоутвердиться в коллективе. Как предотвращать конфликты детей в детском саду?
► Цель в профилактике конфликтов – объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Например, в рамках воспитательной работы нужно:
- Установить в группе правила поведения: не толкаться, не драться, не использовать обидные прозвища, не отнимать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь и т. д.
- Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить враждующие стороны. Описание реальных конфликтов, которые были в группе, нужно строить так, как будто они произошли с другими детьми.
- Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого сказки, мультфильмы.
- Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют корректно себя вести.
- Объяснять детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя.
Если педагог видит назревающий в группе конфликт, можно постараться его предотвратить, например, свести ситуацию к шутке или отвлечь детей от объекта спора.
Как разрешить детский конфликт, если он все же произошел?
Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.
Если же конфликт серьезный, нужно не просто призвать детей к порядку. Вы должны стать посредником в споре и решить его одним из способов:
- найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
- частично или полностью устранить причину ссоры;
- изменить цели конфликтующих;
- достичь соглашения по спорному вопросу.
Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:
- достать второй конструктор;
- предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
- предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
- предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.
Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты и пути их разрешения
Семинар для воспитателей и администрации детских садов. Я постаралась преподнести материал так, чтобы сотрудникам детского сада было нескучно принимать участие в семинаре, и в тоже время они смо...
Практический семинар -практикум для педагогов "Конфликты и пути их разрешения"
Практический семинар-тренинг для педагогов "Конфликты и пути их разрешения" Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.Задачи:Рассмотреть понят...
Конфликт и пути его разрешения. Семинар - практикум для педагогов ДОУ
Семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний, формирование практических умений и отработку навыков по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в рамках педагогического...
Конфликты и пути их разрешения
Семинар-тренинг для педагогов...
Консультация для педагогов " Детские конфликты и пути их разрешения"
Консультация будет полезна как для педагогов и родителей...
Семинар-практикум для педагогов "Конфликты и пути их разрешения"
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум: "Конфликты и пути их разрешения"
Семинар-практикум: "Конфликты и пути их разрешения"...