Советы логопеда
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям детей от 3 до 5 лет.
Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия (нарушение звукопроизношения: замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание).
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учëтом индивидуальных особенностей ребёнка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Логопед советует:
Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
Каждый день читать ребёнку короткие стихи и сказки.
Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель – заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом. 🪞
Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия длительностью более 15-20 минут.
Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещë наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребëнка.
Игры и упражнения для домашних занятий:
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее – папа или сын – разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования!
Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной. С выражением произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с вами, сначала хотя бы договаривая текст. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребёнок может контролировать правильность своих движений. Давая определённые целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.
Памятка для родителей по развитию правильной речи ребёнка:
1. Принуждать ребёнка заниматься – нельзя! Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку.
2. За одно занятие не следует давать больше трёх-четырёх упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить лишь тогда, когда усвоены предыдущие.
4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
5. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при любых затруднениях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы логопеда "7 советов логопеда"
7 советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...
Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"
Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...
Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда
В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...
Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"
Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...
Советы логопеда. Зачем нужен логопед
В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....
Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".
Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА: 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы,...