Консультация для родителей «Народная песня и ее значение в развитии ребенка»
консультация
Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Народная песня и ее значение в развитии ребенка»
Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.
Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам, развитие голоса и слуха детей.
Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.
Чем же привлекает педагогов народная песня? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
В младшей группе использую следующие народные песни и попевки: «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок».
В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения, обращаю внимание всех на вступление к песне. Говорю детям: «Слышите, как звонко поет петушок? Не дает детям спать». Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу пропевать мягко, а второе – выделяя. Когда песня выучена, провожу ее инсценировку. Дети поют песню, сидя на стульях, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид, что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку».
Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народная песня – отличный материал для обучения детей напевному пению
В средней группе использую народные песни «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры-хороводы «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси».
Пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «п» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля-соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенно усиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку, пропевая ее от ля, си-бемоль, си.
Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогает напевному пению.
Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада, мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.
В старшей группе использую народные попевки и песни: «Чики-чики, чикалочки», «Бай-качи, качи», игры с пением: «Ворон», «Васька-кот».
Пропевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение. В течение года использую попевку для распевания, настраивая детей на высокое звучание песен.
Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоит гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.
Очень любят дети игры с пением. Важно, чтобы пение способствовало раскрытию игрового образа. Так, в игре «Ворон» движения соответствуют тексту песни.
На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни, но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различении двух соседних ступеней использую песню «Дождик». Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан. Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» и заостряю внимание детей на возвращение мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.
В подготовительной к школе группе рекомендованы песни «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Во поле береза стояла»; игры и хороводы: «Земелюшка-чернозем», «Теремок», «Горелки», «Калина» и др. Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении, поют без сопровождения. Поэтому игры-хороводы дети могут использовать в свободной деятельности.
Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пении попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая от разных ступеней, настраивая детей на высокое слитное звучание.
Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, т.е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. Хороводы «Калина», «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения, т.е. пения с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.
Народные песни дети поют не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение. Например, когда идет дождь, можно спеть попевку «Дождик». В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки. Кроме того, мы используем народные песни и хороводы на праздниках и развлечениях.
Ласковые и нежные колыбельные – это первые мелодии, с которыми знакомится малыш. Именно они составляют самые важные музыкальные впечатления. Поэтому исполняются эти песни всегда с особой выразительностью, требуют искренности, теплоты и задушевности.
Детский фольклор – пестушки, прибаутки, потешки позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Частушка сравнительно молодой жанр малого фольклора. Однако она заняла достойное место в жизни и очень любима детьми. В детских частушках часто отражаются стороны детской жизни, в юмористической форме отмечаются некоторые недостатки и неумения детей. Они помогают детям преодолеть свои страхи и комплексы, исправить ошибки своего поведения.
Русская народная песня имеет богатую и интересную историю, неразрывно связанную с историей России, оказывает огромное влияние на духовную культуру народа. Народные песни связаны с различными сторонами жизни людей. Они сопровождали отдых и труд русского народа, традиции и обряды.
Русская народная песня прочно вошла в жизнь детского сада. Систематическое их исполнением способствует эстетическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/22/picture-776959-1498095979.jpg)
Консультация для родителей "Колыбельные песни и их значение"
Консультация предназначена для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-752226-1472745891.jpg)
Консультация для родителей «Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»
Консультации для родителей«Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка» С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1082454-1542299243.jpg)
Консультация для родителей "Народная песня"
Сообщение о значении народной песни, о её огромной художественно-воспитательной ценности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-1163869-1568730737.jpg)
Консультация для родителей "Народная песня и ее значение в эстетическом развитии"
Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей любого возраста. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-936961-1574333882.jpg)
Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка".
Данная консультация поможет родителям привить культурно-гигиенические навыки ребенку....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/01/picture-1273934-1601548114.jpg)
Консультация для родителей "Зимние игры и их значение для развития ребенка"
Познакомить родителей с зимними играми и забавами, рассказать о их для развития и укрепления детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/04/picture-974066-1680603420.jpg)
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии ребенка"
пальчиковая гимнастика...