Консультация для родителей «Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»
консультация (младшая группа) на тему

Полякова Валентина Иосифовна

Консультации для родителей

«Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»

    С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_roditeley_kgn.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»

    С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

     Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да еще и самому одеться, и если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «завяжите», «оденьте».

       Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребенка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

        Выполнение культурно – гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда ее причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением   об эталоне, устраняет неряшливость в одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.

      Взаимосвязано с формированием культурно – гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесет ее с действием.

Пути формирования КГН

     Формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне.

      По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся  в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игры напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?» Таким образом, усвоение КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

      Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой, они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что - сначала, что – потом.

При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а  с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

      Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно – гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом. Психическое ...

Консультации для родителей: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка».

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых....

Консультация для родителей "Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".

Можно утверждать всем родителям детей дошкольного возраста, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности для ребенка, стимулируют их развит...

Консультация для родителей_Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт непросто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Не...

Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка"

          С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализаци...

Консультация для родителей. "Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка"

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка".

Данная консультация поможет родителям привить культурно-гигиенические навыки ребенку....