Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Особенности сенсорного воспитания»
статья (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического, эстетического воспитания.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего, умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познаниями. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепки, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметов, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух и зрительное восприятие начертание букв. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемое в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного восприятия должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорное культура» вошла дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. В основе своей педагогической системе она положила – биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала одного представить ребёнку самому себе, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл её метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребёнка к саморазвитию, к самовоспитанию, к самообучению, а задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.
В качестве ведущих дидактических принципов, наряду с индивидуализацией, обучение М. Монтессори выделяла таким, как кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть незаметным и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания. Также Монтессори считала, что для приобретения сенсорной культуре достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различие формы цвета и величины и других свойств предметов. Такая точка зрения ошибочная, т.к. сенсорная культура - это результат усвоения ребёнка сенсорной культуры, созданной человечеством. Так как ребёнок воспринимает все это, но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и происходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов:
Цвета - это семь цветов, их оттенки по светлоте и насыщенности
Формы - геометрические фигуры
Величины - метрическая система мер.
Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, т.к. именно форма, величина и цвет имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
2. Сенсорное развитие в раннем возрасте.
Ранний возраст - период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе большие возможности для развития восприятия и представлений. Также профессор Щелованов Н.И. назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде - основной вид воспитания.
На втором - третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребёнка следует знакомить со всеми основными свойствами – это шестью цветами (голубой цвет исключить), белым и черным цветом, с формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к употреблениям их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и «крышей». Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но требует этого от детей. Достаточно, чтобы они научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же».
Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. \ Усвоение названий сенсорных свойств предметов детьми раннего возраста, существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Например, название цветов: морковный, апельсиновый, вишневый и т.д.
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно название прямоугольного бруска - кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметом овальной формы - огурчиком или яичком.
Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, нужно организовать такие действия с предметом, при которых требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Для этого предлагают детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг друга, сравнивая цвета.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные, продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значение. Поэтому, обучая малышей. Выполнять простейшие продуктивные задания. Необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов.
К трехлетнему возрасту завершается подготовительной этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения или сенсорной культуры.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания с продуктивными видами деятельности. Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребёнка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному воспитанию.
Из этого следует, что дидактические игры являются основным средством сенсорного воспитания. Они выполняют определенные функции: во-первых, учебную, которая направлена не организацию и дальнейшее совершенствования сенсорного опыта детей; во-вторых - игровая. Ради которой действует ребенок; в-третьих - это контроль за состоянием сенсорного развития детей. Для этого используют дидактические материалы игрушки – вкладыши, геометрическое лото.
Ребёнок, увеличенный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учиться. Дидактические игры на занятиях подчиняются логики и помогают воспитателю сделать учебные задачи более понятными и интересными для детей.
В процессе самостоятельной деятельности ребёнок осуществляет действия. Направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы, в значительной мере ориентируясь на их цвет.
Воспитатель знакомить детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму величину предметов; играя с кубами - вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребёнок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.
Воспитатель также обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребёнку понятно объяснение, что красная ягода земляники - созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо еще подрасти и пр.
В повседневной жизни воспитатель фиксирует внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое.
Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега (воды). Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Воспитателю не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации, их практической деятельности.
Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой - во вне учебного времени у ребёнка закрепляются те знания и умения, которые сформированы на занятиях.
Источник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание 2021 год | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на общем родительском собрании
в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик»
с. Шереметьевка» НМР РТ
«Особенности сенсорного воспитания»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического, эстетического воспитания.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего, умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познаниями. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепки, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметов, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух и зрительное восприятие начертание букв. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемое в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного восприятия должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорное культура» вошла дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. В основе своей педагогической системе она положила – биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала одного представить ребёнку самому себе, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл её метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребёнка к саморазвитию, к самовоспитанию, к самообучению, а задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.
В качестве ведущих дидактических принципов, наряду с индивидуализацией, обучение М. Монтессори выделяла таким, как кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть незаметным и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания. Также Монтессори считала, что для приобретения сенсорной культуре достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различие формы цвета и величины и других свойств предметов. Такая точка зрения ошибочная, т.к. сенсорная культура - это результат усвоения ребёнка сенсорной культуры, созданной человечеством. Так как ребёнок воспринимает все это, но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и происходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов:
Цвета - это семь цветов, их оттенки по светлоте и насыщенности
Формы - геометрические фигуры
Величины - метрическая система мер.
Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, т.к. именно форма, величина и цвет имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
2. Сенсорное развитие в раннем возрасте.
Ранний возраст - период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе большие возможности для развития восприятия и представлений. Также профессор Щелованов Н.И. назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде - основной вид воспитания.
На втором - третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребёнка следует знакомить со всеми основными свойствами – это шестью цветами (голубой цвет исключить), белым и черным цветом, с формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к употреблениям их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и «крышей». Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но требует этого от детей. Достаточно, чтобы они научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же».
Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. \ Усвоение названий сенсорных свойств предметов детьми раннего возраста, существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Например, название цветов: морковный, апельсиновый, вишневый и т.д.
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно название прямоугольного бруска - кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметом овальной формы - огурчиком или яичком.
Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, нужно организовать такие действия с предметом, при которых требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Для этого предлагают детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг друга, сравнивая цвета.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные, продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значение. Поэтому, обучая малышей. Выполнять простейшие продуктивные задания. Необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов.
К трехлетнему возрасту завершается подготовительной этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения или сенсорной культуры.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания с продуктивными видами деятельности. Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребёнка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному воспитанию.
Из этого следует, что дидактические игры являются основным средством сенсорного воспитания. Они выполняют определенные функции: во-первых, учебную, которая направлена не организацию и дальнейшее совершенствования сенсорного опыта детей; во-вторых - игровая. Ради которой действует ребенок; в-третьих - это контроль за состоянием сенсорного развития детей. Для этого используют дидактические материалы игрушки – вкладыши, геометрическое лото.
Ребёнок, увеличенный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учиться. Дидактические игры на занятиях подчиняются логики и помогают воспитателю сделать учебные задачи более понятными и интересными для детей.
В процессе самостоятельной деятельности ребёнок осуществляет действия. Направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы, в значительной мере ориентируясь на их цвет.
Воспитатель знакомить детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму величину предметов; играя с кубами - вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребёнок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.
Воспитатель также обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребёнку понятно объяснение, что красная ягода земляники - созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо еще подрасти и пр.
В повседневной жизни воспитатель фиксирует внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое.
Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега (воды). Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Воспитателю не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации, их практической деятельности.
Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой - во вне учебного времени у ребёнка закрепляются те знания и умения, которые сформированы на занятиях.
Источник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общем родительском собрании МОУ детского сада № 341 на тему «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №341 Дзержинского р-на г. Волгограда Выступление на общем родительском собранииМОУ детског...
Выступление на общем родительском собрании "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"
Выступление на общем родительском собрании "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"...
Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе: актуальность темы, примерная схема музыкального занятия с применением здоров...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Семейные игры»
Семейные игры, нацеленные на стимуляцию опытно-экспериментальной деятельности в раннем возрасте, представляют собой мощный инструмент для сочетания обучения с удовольствием. Эти игры не только способс...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Как известно, именно в раннем детстве ребенок овладевает наивеличайшим достижением человечества - устной речью. Дети начинают понимать обращённую речь, сами пытается говорить. А к трём годам...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Безопасность детей дошкольного возраста в зимний период»
Зимний период является особенно важным временем для детей дошкольного возраста, когда они активно исследуют мир вокруг себя, учатся новым навыкам и развивают свои физические возможности. Снег и мороз ...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка НМР РТ Тема «Давайте познакомимся. Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста».
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад». Отвели ребенка в сад -Мама рада, папа рад:Не меш...