Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у дошкольного возраста детей
консультация

Чернега Наталья Николаевна

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у дошкольного возраста детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx221.44 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для родителей:

 «Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у дошкольного возраста детей»

Уважаемые родители! Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. Исправление звуков проводится поэтапно:

Первый этап - подготовительный. В него входят специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и т.п.(артикуляционная гимнастика)

Второй этап – постановка (вызывание) звука по подражанию или при помощи специальных приемов.

Третий этап – автоматизация (закрепление) звука в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Четвертый этап –дифференциация (различение) звуков в случае их смешения или замены одного звука другим.

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного расположения губ, языка, быстрого, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику, играйте в игры на поддувание и сдувание различных мелких предметов и игрушек, учите ребенка дуть тонкой струйкой, не раздувая щек; проводите упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук с проговариванием стихов совместно со взрослым, затем отраженно и самостоятельно; определяйте на слух наличие заданного звука в слове, его места в слогах и словах.

Если звук поставлен, пойте с ребенком «песенки» звуков: (с)-водичка, (з) –комар, (ц) –птичка-синичка, (ш)- змея,(ж)- жук, (ш)-поколотое колесо, (ч)- поезд, (л) –самолет.  Многократно повторяйте названный звук в играх «пароход»,  «автобус» «жучки» и т.п.)  с движениями пальцев рук (например, соединяя пальчики колечком,  «здороваясь» пальчиками, играя на воображаемом пианино и т.д.).  Повторяйте изученный звук, показывая или раскрашивая элементы одного рисунка (например, кружков, из которых состоит гусеница) или множества одинаковых рисунков (например, «полянка цветов»)

Если произношение звука закрепляется в словах и предложениях, называйте картинки, в названии которых есть заданный звук, раскрашивайте их; составляйте с данными словами предложения, называйте слова по памяти; разучивайте скороговорки и стихотворения, следите за звуками в повседневной речи.

Обратите, пожалуйста, внимание на возрастные нормы правильного звукопроизношения:

- в 3-4 года должны уже правильно произноситься звуки: (с), (з), (ц).

- в 4-5 лет - звуки (ш), (ж), (щ), (ч)

- в 5-6 лет - звуки (л), (й)

- до 6-7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствием в речи.

В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи, ограничение речевой среды, укороченная уздечка языка, слабость мышц органов речи, нарушение фонематического слуха и некоторые другие причины.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Артикуляционный  праксис - это выполнение различных движений артикуляционным аппаратом (т. е. языком, губами, щеками, которые ежедневно выполняет любой человек, произнося звуки и слова на подсознательном уровне.

Речь - это сложная функциональная система, которая сформировалась у человека, как высшая психическая функция. Вся речевая система состоит из взаимосвязанных между собой частей: лексическая, фонематическая, грамматическая и звукопроизносительная стороны речи.

Нормальная речь формируется благодаря правильному речевому дыханию, речевому слуху и звукопроизношению. Для качественно правильной и грамотной речи необходимо развивать все ее стороны. Помимо развития лексики, грамматики и фонематических процессов большое внимание необходимо уделить и правильному формированию звуков.

Для того, чтобы произношение звуков было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции: язык, губы, мягкое нёбо. Все органы речи состоят из мышц, которые можно и нужно тренировать для формирования правильного уклада звуков или в качестве предупреждения появления дислалии в дошкольном возрасте. Поэтому существует артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса упражнений для различных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Они особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития, и дошкольникам, имеющим нарушение произношения звуков. Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц органов артикуляции.

Основными задачами артикуляционной гимнастики являются:

- учить детей правильно выполнять движения речевым аппаратом;

- формировать правильное произношение звуков;

- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

Желательно выполнять упражнения для губ, языка, щек и мягкого неба каждый день по два раза. Каждое упражнение необходимо делать не менее пяти - шести раз. Также, выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком, необходимо учитывать его возраст и работоспособность. Ведь не каждый дошкольник сможет первый раз полностью и правильно выполнить весь комплекс упражнений.

На занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики используется  различный картинный материал с проговариванием стихов или рифмовок, так как детям  не только намного интересней заниматься, но и подключается зрительный анализатор, что дает положительный эффект.

Все упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие органов речи, помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, а также подготавливают базу для чистого звукопроизношения. При выборе упражнений надо соблюдать последовательность, то есть начинать с простых и заканчивать более сложными упражнениями.

Логопеды придерживаются определенных правил, которые дают положительный результат, поэтому необходимо обязательно: каждое движение выполнять перед зеркалом; движения проводить неторопливо, четко, ритмично; чаще сравнивать образец взрослого с действиями ребенка; при выполнении упражнений использовать ладонь своей руки и имитировать движения языка.

Существует определенная схема для отработки каждого упражнения:

а) рассказать ребенку об упражнении с использованием игровых приемов;

б) показ взрослым упражнения;

в) проделать упражнения с детьми перед зеркалом;

г) контроль взрослого за выполнением упражнения, выделение ошибок;

д) выполнение упражнений без зеркала (если возможно).

Выделяют два вида упражнений:

1) статические (удержание артикуляционного уклада);

2) динамические (многократное повторение одного движения).

Существует множество упражнений, у которых есть свои определенные цели. В комплекс упражнений для свистящих звуков входят:

• заборчик (укрепляет мышцы губ);

• слоник (укрепляет мышцы губ, выработка умения вытягивать вперед губы в форме хоботка);

• лопаточка (выработка умения удерживать язык в расслабленном положении);

• кошка (выработка умения высовывать изо рта язык как можно дальше и прятать обратно широкий кончик языка);

• горка (развивает мускулатуру языка, укрепляет кончик языка);

• бантик (развивает мускулатуру языка, укреплять кончик языка);

• перепрыгни через заборчик (укрепляет кончик языка).

В комплекс упражнений для шипящих и сонорных звуков входит:

• качели (укрепление мышц языка - отработка движений языка вверх и вниз);

• лошадка (укрепление мышц языка, выработка подъема языка, растягивание подъязычной уздечки);

• грибок (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки; выработка умения удерживать язык наверху);

• гармошка (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки);

• чашечка (укрепление мускулатуры языка; развитие умения удерживать язык в форме чашечки);

• дятел (укрепление мышц языка, выработка подвижности языка и подготовка к его вибрации);

• мотоцикл (выработка вибрации языка);

• фокус (развивать умение у детей удерживать язык в форме чашечки и дуть по средней линии языка; развивать силу выдоха).

Исследования многих ученых подтверждают высокую эффективность и положительное влияние на состояние артикуляционной моторики ребенка. Таким образом, артикуляционная гимнастика положительно влияет на укрепление мышц языка, его подвижность, а также на состояние подъязычной связки. Поэтому стоит уделять артикуляционным упражнениям большое внимание ,выполнять артикуляционную гимнастику дома с родителями или в детском саду с воспитателями для профилактики.

C:\Users\Пользователь\Desktop\7Ei45K9_HyM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Р

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Артикуляционная гимнастика для постановки звука "Р"

Веселая и красочная презентация про веселого язычка, комплекс артикуляционных упражнений, направленных на вызывание звука Р...

Презентация "Артикуляционная гимнастика " для постановки звука "Р"

С целью повышения интереса детей к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и разнообразия игровых приемов на логопедических занятиях можно использовать красочные мультимедийные презентации со...

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Р, РЬ

В презентации "Цирковая артикуляционная гимнастика" включены основные упражнения для губ, языка, ротового выдоха, необходимые для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков...

Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков

Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков...