Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Белышева Елена Сергеевна

Материал по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1320.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

 воспитателя  младшей группы

 «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»

Актуальность.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшегодошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Микро задачи

План действий

      Сроки

  Содержание

       работы

  Имеющийся

(планируемый)

   результат

 Полученный

  результат

1.  Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

2. Освоение  приемов (скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин).

3. Обучение умению ориентироваться на бумаге.

4.  Развитие мелкой моторики рук.

5.  Ознакомление с окружающим миром.

6.  Развитие эмоций и фантазий.

1. Подготовить методический материал, изучить его.

2. Разработать картотеку занятий по пластилинографии  согласно тематике недели.

3.  Консультация для родителей «Пластилинография в работе с детьми раннего возраста».  

4. Консультация для воспитателей «"Пластилинография в детском саду"».

Сентябрь 2017-май 2018

Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• Наблюдения.

•Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• Организация выставок.

• Изготовление подарков.

• Просмотр слайд. фильмов.

• Чтение художественной литературы.

• Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей.

• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала

• Создание поделок.

Работа с родителями- консультации и беседы.

• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

       Этап

    Изучаемая

проблема, вопрос

Изучаемая

литература

Изучаемый опыт

        Тема

   выступления

     Дата

 выступления

1 ЭТАП  информационно-аналитический (вводно-ознакомительный);  

2 ЭТАП — внедрение в практику;

3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете.

Необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование пластилинографии.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез.
  2. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
  3.  Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

«Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

май 2018.

Перспективный план направления работы.

ОКТЯБРЬ

Моя безопасность

1

«Светофор»

1. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора,используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый) 2.Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука” 4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности. Речевая задача: Активизация словаря: Светофор, красный цвет горит.

Моя безопасность

2

«Тили - бом, тили - бом

загорелся Кошкин дом».

Заинтересовать детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением 2.Продолжать учить детей работать на заданном пространстве. 3. Продолжаем учить детей использовать - стеку. 3. Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается Речевая задача: Активизация словаря: пожарная машина, Кошкин дом

Я в мире человек

3

«Пуговицы для платья»

1.Вызвать желание у детей самостоятельно выбрать цвет платья, использовать пластилин для пуговиц под цвет платья. 2. Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии. 2.Закреплять прием – надавливания. 4. Развивать чувства ритма. 5.Развивать согласованности в работе обеих рук. 6. Воспитывать желание работать самостоятельно

Я познаю мир

4

«Подружки для Золотой

рыбки»

1. Показать детям как надавливать “чешуйки” рядом друг с другом. 2. Показать детям как приемом размазывания закрашивать рыбку 3. Продолжать обучать скатывать кус. пластилина кругообразными движениями между пальчиками 4.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука” 5. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности. Речевая задача: Активизация словаря: Золотая рыбка, названия частей тела рыбки.

Я познаю мир

5

«У солнышка в гостях»

Освоение приемов: скатывание, сплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать образ солнышка. Развитие пространственного мышления, восприятия, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином.

НОЯБРЬ

Осенний калейдоскоп

1

"«Листья кружатся, падают в лужицы» "

Освоение приемов: скатывания, примазывание, нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

Животный мир

2

«Кудряшки для овечки»

Развивать согласованности в работе обеих рук. . Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином Речевая задача: овечка, белые кудряшки

Животный мир

3

«Пятнашки для жирафа»

1. Показать как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка) 2.Развивать согласованности в работе обеих рук. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем желание помогать им. Речевая задача: Активизация словаря: жираф, длинная шея

Дружба

4

«Мячики для Тани»

1. Закреплять у детей умение способом размазывания, закрашивать мячик. 2. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 3. Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается Речевая задача: Активизация словаря: мячик, разноцветные, много.

Дружба

5

«Воздушные шарики»

1. Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

2. Продолжать учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур.

3.Учить детей в своей работе использовать несколько цветов пластилина.

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

5. Развивать согласованности в работе обеих рук.

Речевая задача: Активизация словаря

Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

ДЕКАБРЬ

Зима

1

«Узоры на окне»

1.Вызвать желание у детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки. 2.Закреплять приём - размазывания. 3. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. 5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином Речевая задача: Обогащение словаря: мороз, снежинки, звездочки, узор

Зима

2

Снежинка

Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Закреплять умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины.

Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.

Новый год

3

«Праздничная ёлочка»

1. Показать детям как использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания. 2. Продолжаем обучать детей не выходить за контур.  3.Развивать координацию в системе “глаз-рука” 4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности. Речевая задача: Активизация словаря – колкие иголочки, Елочка – короткая иголочка.

Новый год

4

Ёлочные шары

Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. Развивать мелкую моторику рук.

ЯНВАРЬ

Зимние забавы

2

«Снеговик»

1.Закреплять умение детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. 2. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4.Развивать согласованности в работе обеих рук. Речевая задача: Активизация словаря – снег, снеговик, большой, маленький

Я вырасту здоровым

3

Яблоки на ветке

Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями

пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие

Я вырасту здоровым

4

Овощи в банке

Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях.

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

ФЕВРАЛЬ

Мой дом

1

«Красивая тарелка».

Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке.

Мой дом

2

"«Чудо - домик» "

Освоение приемов: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать домик в технике «пластилинография»

Одежда и обувь

3

«Украсим кукле платье».

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять ” горошины” на одинаковом расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику рук, поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.

Наши защитники

4

«Быстрокрылые самолеты»

1.Показать детям как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей 2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками) 43 4. Развивать согласованности в работе обеих рук. 5. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Рассказывания наизусть стихотворения А.Барто ”Самолет

МАРТ

8 Марта

1

«Цветы для мамы».

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне. Развивать меОсвоение приемов: скатывание, расплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография»лкую моторику рук.

Весна

2

Весенняя капель»

Весна

3

«Набухают почки – распускаются листочки».

Продолжать осваивать навыки работы с пластилином.  Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски,  длинные и короткие веточки дерева.  Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала

Мир театра

4

«Колечки для клоуна»

1.Закреплять умение детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. 2.Закреплять умение детей соединять концы столбика, в виде кольца. 3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином Речевая задача: красный, желтый, зеленый, синий, колечко, круглый, клоун

АПРЕЛЬ

Народная культура и традиции

1

Матрешка

. Показать как прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.

2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур.

4. Развитие мелкой моторике рук.

5.Учить доводить работу до конца.

Речевая задача: кукла- неваляшка. Чтение стихов из цикла “Игрушки” наизусть

Уточнение слова- неваляшка.

Народная культура и традиции

2

«Петушок, петушок золотой гребешок»

1.Покать детям как выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки 2. Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями 3. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4. Развитие мелкой моторики рук 5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином Речевая задача: Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст

Профессии

3

«Бусы»

1. Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета 2.Продолжаем учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. 3. Закрепляем приём – надавливания на веревочку 4. Развивать согласованности в работе обеих рук. 5. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря Бусы, бусинка, Закрепление знания основных цветов.

Свободная тема

4

Тема может быть спланирована в зависимости от потребностей детей, запросов родителей и желания педагогов.

МАЙ

Майские праздники

1

Салют

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему

сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук.

Будем добрыми расти

2

Радуга дуга

Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного.

Будем добрыми расти

3

«Гусеница на листочке»

1.Закреплять детей способом размазывания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха ”семечками” не выходя за контур. 2. Продолжать учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. 3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука” 4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином Речевая задача: Активизация словаря: Черная макушка, желтая опушка.

Лето

4

Лето пришло!

Формировать у детей интерес к пробуждающейся летней природе. Закреплять умение и навыки детей в работе с

пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...

Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию "  «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»...

Самообразование воспитателя Ситниковой В.Е. на тему: "Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста."

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...