«Фонематический слух-основа правильной речи»
консультация

Томилина Елена Викторовна

Умение сосредоточиться на звуке - это очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Умение узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы - называется фонематическим слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке - это очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Умение узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы - называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного произношения звуков невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения. Неразвитое фонематическое восприятие может быть причиной неправильного произношения звуков, а в дальнейшем, при обучении в школе, причиной ошибок в письменной речи.

Фонематический слух можно и нужно развивать с самого раннего возраста. Параллельно следует проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Формирование фонематического слуха. Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. Высказанные некоторыми авторами гипотезы о существовании врожденных прототипов языка, которые после рождения развертываются под влиянием речевых воздействий, не получили экспериментального подтверждения.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности.

Как можно проверить фонематический слух?

Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком.

       Например: коза - коса, мишка - миска, бочка-почка, лук - люк. Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:

-  Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.

-   Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.

2.            Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

да - та

та - да

ка - га

та - да - та

ка - га - ка

ца - ча - ца

3.   Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услыши! заданный звук.

Например: Хлопнуть, услышав звук [А]:

О, А, И, А, А, У,0...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...