"Ум на кончиках пальцев"
консультация (младшая группа)

Гусейнова Екатерина Алиевна.

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мелкая моторика рук 775.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 54 «"Веснушки»

( МБДОУ «Детский сад №54 «Веснушки»)

Методические рекомендации

«Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Составитель: Костик Ольга Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки»

Междуреченск 2023г.

Аннотация

Задача педагогов и детских психологов, донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира самого ребенка. Подобные занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Всестороннее развитие ребенка, познание им окружающего мира происходит, прежде всего, с помощью тактильно-двигательного восприятия, которое лежит в основе чувственного познания, т.е. при помощи хорошо развитой мелкой моторики. Именно с помощью тактильных ощущений формируются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. По мнению Е.А. Болтуновой мелкая моторика рук это точные и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием наглядно-действенного мышления, произвольного внимания, глазoдвигательной координации, и развитием речи» [1, с. 61].

Отсюда, к основным задачам развития мелкой моторики рук дошкольника относится: развитие тактильной чувствительности рук детей; сочетание игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; формирование элементарных специфических и графических навыков; подготовка руки ребенка к письму. В теории Н.А. Бернштейна говорится о том, что развитие движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам, а потом идет процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. В нескольких аспектах по развитию мелкой моторики определяют значимые направления научных исследований связанных с развитием познавательных способностей, с развитием речи, с развитием движений рук для орудийных и предметных действий (например, письма.) [5].

Л.С. Выготский говорил, что ранний возраст это возраст интенсивного развития восприятия. Выстраивается цепочка развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Она подтверждается тем, что если хорошо сформирована мелкая моторика, тем больше дети получают представление о предмете, что дает возможность лучше словесно описать предмет, а затем изобразить его на бумаге, это дает полное восприятие предмета, происходит формирование мышления и памяти ребенка. Из слов Л.С. Выготского, все психические функции в дошкольном возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Поэтому можно дополнить цепочку можно: мелкая моторика речь восприятие высшие психические функции (то есть мышление, память, внимание).

М. Монтессори, итальянский педагог, использует в работе с детьми ручные навыки. Она считает что, у детей дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное развитие. Познание малыша окружающего мира начинается с таких процессов как ощупывание, восприятие, что дает возможность развитию более сложных представлений познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, формируются музыкальные, изобразительные способности, а так же развивается восприятие [2]. Она говорила: «…каждое движение ребенка это еще одна складочка в коре больших полушарий».

В повседневной жизни для детей важны упражнения, с помощью упражнений развивающих моторику рук, дети учатся самостоятельности одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, следить за своими вещами. Поэтому мелкая моторика еще связана и сформированием самостоятельности, координацией движений, концентрацией внимания с умением доводить свою работу до конца.

По мнению М.Ю. Кистяковой показателем нервно-психического и физического развития детей является разностороннее развитие движений, так как движения улучшают функцию центральной нервной системы и физиологических процессов, что улучшает работу соответствующих органов. Двигательная активность имеет большое влияние на нервно-психическое и физическое развитие детей. Если вовремя не развивать движения это ведет к трудностям в развитии в старшем возрасте.

О развитии рук ребенка знали и наши предки, такие народные потешки как: «Сорока белобока», «ладушки, ладушки» и др. передаются из поколения в поколения. Известное высказывание В.А. Сухомлинского: «…ум ребенка находится на кончиках его пальцев…», а немецкий ученый Э.Кант руки называл, видимой часть головного мозга. Процессы сознания, осознанные и неосознанные, проявляются в жестах, положении рук и мелких движениях пальцев. Тонкую моторику необходимо развивать в любом возрасте как детям, так и взрослым. Еще китайские мудрецы утверждали, что движения рук хорошо влияет на развитие мозга человека. Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий.

Развитию мелкой моторики рук у детей способствует рисование, игра на музыкальных инструментах работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий. Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий: упражнения с мелкими предметами; графические задания; пальчиковые игры.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.

Р.С. Немов отмечает что, «…что в конструкторских играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается мышление. В игре дети учатся пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У ребенка появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления» [4].

Плеханов Г.В. указывал на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку ребенок отражает в игре то, что видит вокруг. Пальчиковые игры отражают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность и явления природы. А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко доказали что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с правилами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как входе игры происходит взаимодействие детей и взрослых [3]. В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. По словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого [6].

Широко представлены пальчиковые игры в литературе работами О. И. Крупенчук, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и другими. В своих работах они указывают что, играя в пальчиковые игры, дети вслушиваются в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и сам проговаривает текст во время игры.

Список литературы

1. Губанова, М.В. Еще раз о мелкой моторики: рекомендации педагогам и родителям: из опыта работы / М.В. Губанова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. С.110-113. (профессиональный рост)

2. Ерошкина, С.Т. Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг. //Логопед. – 2008. – №8. – с. 37 – 41.

#1051;опатина, Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. Спб.: Издво «СОЮЗ», 2000. 192 с.

#1051;урия, А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. 495 с.

#1052;ельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки // Начальная школа 1994. №8. С. 1214

#1055;антелеева, И.А. О подготовке детей к школе.// Начальная школа. – 2007. – №6. – с. 62 – 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...