Родительское собрание "Старший дошкольный возраст. Какой он?"
материал (старшая группа)

Чубукова Елена Михайловна

Родительское собрание в начале года. Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе. Начало учебного года.

Тема: «Старший дошкольный возраст. Какой он?

Особенности развития и воспитания старших дошкольников»

Цель:

Ознакомление родителей с особенностями развития и  образовательного процесса детей 5-6 лет.

Задачи:

1.Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет, 

 2.Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы. 

 3.Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. 

4.Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

  1. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.

Повестка дня:

1. Вступительная часть.  (приветствие родителей, пожелания друг другу, комплименты)

2. Поздравление родителей с началом учебного года.

3. Выступление воспитателя – «Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста».

4. Выступление логопеда по теме  развитию речи детей.

5. Разное

6. Решение собрания.

7. Заключительная часть.

Ход собрания

  1. Вступительная часть.

Игра «Комплемент».

 Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас приветствовать. Сегодняшнее родительское собрание, я хочу начать с игры «Комплементы».

Так как на улице осень, то в руках я держу вот такой листик. Сейчас мы с вами будем его передавать друг другу, при этом говоря рядом стоящему соседу комплимент или какое-либо пожелание.

Уважаемые родители, все вы улыбнулись, хотя сюда пришли довольно серьезные и уставшие. Как тепло и хорошо стало на душе.

Этой игрой я хотела вам показать, что мы, воспитатели, и вы родители – едины, совместно мы создаем настроение нашим детям.

Пожалуйста, займите свои места.

  1. Поздравление родителей.

 Мы рады сегодняшней встрече с вами. Поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю вам мудрости, сил, терпения и, конечно же, здоровья! Хочу начать собрание со слов благодарности.

Вручение благодарственных писем за подготовку группы к новому учебному году.

Сегодня мы поговорим о достижениях и проблемах ваших детей, о возрастных особенностях детей 5-6 лет, обсудим вопросы воспитательно-образовательной деятельности, об изменении режима дня, количества занятий.

На повестке дня еще сегодня выступление логопеда детского сада по теме развития речи.

Но, прежде чем мы с этим познакомимся, проведем игру

«Сундучок успеха».

Каждый из вас, передавая этот сундучок, расскажет, как изменился ваш малыш в положительную сторону за прошедший год? Что вас радует в вашем ребенке, все положительное.

ПЕРЕДАЕМ СУНДУЧОК

Вывод: 

Чем же наполнился наш сундучок?

Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, воспитанные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.

Но ведь есть еще и моменты, над которыми нужно поработать.

Я вам даю микрофон. Микрофон, это всегда громко, чтобы услышали, сделали определенные выводы, провели работу.

Ответьте и на другой вопрос:
«Что огорчает вас в вашем ребенке?» (родители, называя негативные качества ребенка, передают микрофон)

Вывод: 

Проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения. Эти ваши ответы послужат для дальнейших индивидуальных консультаций, а некоторые из них будут темой родительских собраний.

  1. Выступление воспитателя – «Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста».

        Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребѐнка-дошкольника.

        Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я». В этом возрасте у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.

        Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человеком ваш ребенок  в будущем.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.

Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Поэтому большое внимание нужно уделять образовательной деятельности.

  1. Выступление логопеда по теме  развития  речи детей.

Именно о развитии речи сейчас вам расскажет логопед нашего детского сада.

Что же изменилось в нашей группе?

Численность детей:

Выбыл два мальчика в связи с переездом. Прибыл один ребенок. У нас на собрании присутствует мама прибывшего мальчика. Давайте познакомимся с ней.

Наш логопед с этого года занимается с детьми индивидуально и проводит одно занятие в неделю со всеми детьми по обучению грамоте.

Увеличилось количество занятий в день. Их стало 3.

Начало зарядки сейчас в 8ч15 мин.

Каждую неделю мы, воспитатели, проводим кружковую работу. Я – кружок «Занимательная математика», сменный воспитатель – кружок «Нетрадиционная техника рисования»

Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности. Занятия у нас уже длятся по 25 минут.

И нам бы очень хотелось, чтоб вы, родители, относились серьезно к образовательному процессу.

Согласно ст. 18 Закона РФ об образовании.

п.1Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте»

п.2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений»

Мы, коллектив нашей группы хотим, чтобы мы с вами были одна дружная, крепкая семья.

Весь педколлектив, который работает с вашими детьми,  каким бы сильным, творческим и мудрым он ни был, без вас, дорогие родители мы бессильны.

Отсюда можно сделать вывод:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Только совместная работа педагогов и родителей может дать положительный результат.

Дома не надо относиться к детям как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому. В развитии самостоятельности детей и самообслуживания будем формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

 Просьба учитывать те рекомендации, которые дают вам воспитатели. Закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами. Развивать их моторику, вкус, интерес к творчеству.

Большое внимание просим вас уделить чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать.

Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей, необходимо постоянно поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения.

Продолжая наше собрание, хочу напомнить вам о правилах безопасности. Это и правила личной безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, ну и конечно не забывайте о терроризме и мошенниках.  В детском саду мы изучаем и повторяем эти правила, но и вы не забывайте о них. Будьте примером для своих любимых чад.
А что необходимо знать и уметь ребенку к концу учебного года вы познакомитесь в памятках.

Надеемся, что общими усилиями мы всего этого добьемся.

Какие вопросы у вас появились в ходе моего выступления?

РАЗДАЧА ПАМЯТКИ ( Приложение 1)

5. Разное

Ну, а сейчас обо всем по- маленьку.

У нас еще не всех есть физкультурная форма.

На физкультурные занятия: всем белая футболка, черные шорты,  носочки, легкие кроссовки на физкультуру и чешки на музыкальное занятие и утреннюю зарядку. Хранится форма в мешочке в шкафчике. А чтобы она не мешалась, желательно в шкафчики еще добавить дополнительный крючок.

Так же в шкафу у ребенка обязательно должен быть комплект сменного белья. Дети могут облить себя или соседа по столу нечаянно.

Обязательным условием на праздничные утренники форма одежды: для мальчиков – рубашка, брюки, чешки;

для девочек – нарядное платье,  чешки.

Квитанции за детский сад оплачиваются до 15 числа каждого месяца. Дети питаются на те деньги, которые вы платите. В долг детский сад питаться не может.

Если ребёнку дали направление к педиатру, то ребёнок принимается в детский сад только со справкой от участкового педиатра.

Выявленные при утреннем приёме больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.

Просьба к родителям – принимать активное участие в жизни группы и детского сада. Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам, проектах. Не игнорируйте наши просьбы. Ваши дети тоже желают принимать участие во всех наших мероприятиях. Но бывает очень часто, что это зависит от родителей. А родители не хотят. Что же делать ребенку?

Выбор родительского комитета группы. 

Уважаемые родители! В конце нашего собрания давайте решим вопрос о выборе родительского комитета. Или родительский комитет продолжит работу в том же составе?

ГОЛОСОВАНИЕ

Прошу, если родительский комитет обращается ко всем с каким либо вопросом, то, пожалуйста, не игнорируйте их просьбы.

В рамках проекта» В здоровом теле, здоровый дух»  у нас пройдет  фотовыставка работ «Как мы поддерживаем и укрепляем здоровье детей в семье»  

Оформление произвольное. (Можно сделать фотоколлаж, мини-газету, можно отправить просто фото. Выставка будет оформлена с 15 октября. Очень ждем ваши работы.

Желаем вам успехов, терпения и надеемся на взаимопонимание.

Какие вопросы у вас есть по теме собрания?

А сейчас давайте подведем итоги.

  1.  Решение родительского собрания:

 

1.Принять к сведению выступления воспитателя и логопеда

2.Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи —созданию благоприятных условий для образования и развития детей в сложившемся коллективе.

3.Утвердить родительский комитет в следующем составе:

4.Родителям активно принимать  участие в мероприятиях группы.

5.Уделять  внимание соблюдению  правил безопасности детей. Быть для них примером.

6.Принести спортивную форму.

7.Оплачивать вовремя за детский сад.

9.Больных детей и детей с признаками заболевания в детский сад не приводить.

7.  Заключительная часть.

Перед вами картинки с тучкой и солнышком. На картинке с солнышком вам нужно написать положительные отзывы о собрании (если такие есть), а на картинке с тучкой – отрицательные отзывы (если такие имеются). Положите свои отзывы в корзину итогов.

Спасибо за вашу сегодняшнюю работу, спасибо, что нашли время принять участие в нашем собрании.

Приложение 1

Умения и навыки на предстоящий учебный год по основным областям развития.

Формирование элементарных математических представлений.

К концу учебного года дети должны обучиться навыкам счета в пределах 10. Уметь количество предметов обозначать соответствующей цифрой.

Уметь сравнивать до 10 предметов по ширине и высоте, располагать их в возрастающей последовательности.

Уметь делить квадрат на 4 равные части, называть части.

Уметь ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).

Уметь последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развитие речи.

1.Развивающая речевая среда: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.

2.Формирование словаря: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.

3.Звуковая культура речи: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).

4.Грамматический строй речи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.

5.Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небылиц и загадок).

6.Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Художественно-эстетическое развитие:

В рисовании: применение различных материалов и инструментов (пастель, мелки, акварель, фломастеры), пользование палитрой, создание новых цветовых тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. д.).

В аппликации : использование различных материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов); освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и т. д..

В лепке: применение различных материалов (пластилин, тесто, снег, песок); создание объёмных и рельефных изображений (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом, сглаживание поверхности предмета, вылепливание мелких деталей; создание многофигурных композиций.

В конструировании: освоение техники оригами, конструирования из природного и бросового материала, создание построек различного назначения из пластмассового, деревянного, металлического конструктора.

Познавательное развитие:

Сформированность представлений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней и деятельности человека. О растениях, грибах, животных, как представителях живого в мире природы, их основных жизненных функциях и потребностях, среде обитания. О природных сообществах животных и растений, их взаимосвязи и особенностях приспособления к среде обитания и сезонным изменениям в не. Человеке как живом существе, его сходстве с другими живыми существами и отличиях, природоохранной деятельности человека. О ценности природы как среде жизни человека.
Социально-коммуникативное развитие:

Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях; Под присмотром взрослого умеет пользоваться опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки) и электроприборами (магнитофон, телевизор, пылесос); Осторожен при общении с незнакомыми животными; Соблюдает правила дорожного движения, правильно ведёт себя в транспорте; Правильно ведёт себя на воде, на солнце; Не вступает в контакт с незнакомыми людьми на улице; В случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций, умеет привлечь внимание взрослого.

Ребёнок стремится познать разные виды трудовой деятельности взрослых и отразить свои представления в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх; Понимает значимость разных профессий, труда родителей, важность использования техники, различных машин и механизмов в труде; Бережёт труд взрослых, старается оказывать посильную помощь в их трудовой деятельности; Самостоятелен в самообслуживании; Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи при создании поделок, экспериментировании с материалами, конструировании; У ребёнка сформированы основы культуры труда (бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места).

Ребёнок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно общается с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по отношению к незнакомым людям; Соблюдает общепринятые нормы и правила культуры поведения; Чуток по отношению к другим, распознаёт различные эмоциональные состояния, охотно откликается на просьбу помочь, научить чему-либо; Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, что хорошо и что плохо; Проявляет интерес к городу, стране, в которой живёт, знает её название, государственные символы некоторые достопримечательности и события городской жизни, гордится своей страной; Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо выполненной работы и одобрения старших.
Физическое развитие:

– ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

– лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

– прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.

– выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

– перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

– знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.

– скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.

– ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.

– кататься на самокате.

– участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.

– продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

Эмоциональное развитие

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.)

Социальное развитие

С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек — маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек — женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнью. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики — роль женщины, через общение с мамой. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими.

Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых

помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти.

Особенности поведения

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки - конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Старший дошкольный возраст – какой он?»

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как на...

Выступление на родительском собрании "Старший дошкольный возраст: какой он?" (старшая группа)

В представленном материале рассмотрены психологические особенности детей 5-6 лет, новообразования данного возраста....

Родительское собрание по теме : " Средний дошкольный возраст, какой он?"

Родительское собрание о психофизическом развитии детей среднего дошкольного возраста...

Конспект итогового родительского собрания в группе среднего дошкольного возраста «Какими мы стали за этот год».

Цель: Познакомить родителей с достижениями и успехами детей за учебный год; подвести итоги совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.Задачи: - проанализировать результаты образовате...

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»...

Родительское собрание на тему «Средний дошкольный возраст – какой он?»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по ...