Речевое развитие ребенка седьмого года жизни
консультация (подготовительная группа)

Подготовка ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_gotovit_rebenka_k_shkole_dlya_rod.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

На седьмом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Все чаще в речи детей появляются обобщающие слова (существительные, прилагательные, глаголы). За год словарь детей увеличивается до 1200-1400 слов. Многие слова переходят из пассивного словаря в активный. В речи детей появляются приставки, суффиксы, речь становится более выразительной, эмоциональной, достаточно развернутой, логически последовательной. Несмотря на значительной расширение лексики, необходимо все же продолжение работы для овладения словарем. Хорошей проверкой и показателем развития словаря ребенка являются задания следующего плана:

  • Подбор слов-антонимов, подбор наибольшего количества прилагательных к определенным существительным (например, какой может быть осень? Каким может быть цветок?).
  • Подбор слов синонимов (например, ходить-идти, шагать-топать и т.д.).
  • Согласование существительных с прилагательным в родительном, творительном падежах, в множественном числе (много карандашей, окон, ушей; мама режет капусту ножом; папа пилит раму пилой; на моей рубашке нет пуговицы; в лодке нет (кого?) рыбака.
  • Образование прилагательных от существительных (шапка из меха-меховая, сумка из кожи-кожаная и т.п.).
  • Образование притяжательных, относительных прилагательных (хвост (чей?)-лисий, лапа (чья?)-медвежья, компот из яблок (какой?)-яблочный, сок из вишни (какой?)-вишневый и т.п.).
  • Согласование существительных и прилагательных с числительным
  • Образование различных форм глаголов совершенного и несовершенного вида (шел-пришел, бегать-бежал и т.д.), изменение глаголов по числам (он сидит, они сидят, мы сидим).
  • Правильное употребление предлогов в речи (под, из-под, над, из, из-за), наречий-около, вокруг, рядом.

Грамматическая правильность речи зависит от того, как часто родители обращают внимание на ошибки своих детей, исправляя их, давая правильный образец. У ребенка совершенствуется монологическая речь. Он может передать содержание небольшого рассказа, сказки, мультфильма и т.п., рассказать о каких-либо значимых событиях. Задача взрослого в том, чтобы поддержать инициативу в высказываниях ребенка, уметь правильно и своевременно задать вопрос, направив внимание на детали. Чтение детям художественных произведений также способствует развитию и обогащению словаря детей, расширению их познавательного уровня, собственного словесного творчества. Чтобы чтение принесло пользу, необходимо после прочтения задать вопросы по содержанию и тогда оно точно не пройдет бесследно для ребенка, отложится в его памяти.

Произносительная сторона речи детей достигает достаточно высокого уровня, хотя еще у многих детей встречаются дефекты речи. Чаще всего это связано с тем, что дети еще недостаточно четко дифференцируют группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные, звонкие-глухие). Ясность речи также зависит от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, как правило речь менее отчетлива, звуки проглатываются. Также смена молочных зубов сказывается на произносительной стороне речи. Поскольку этот год последний при переходе ребенка к школьному обучению, необходимо обратить внимание на овладение предпосылками обучения грамоте. А именно, на развитие фонематического слуха ребенка, т.к. это является основным условием обучения чтению и в дальнейшем-письма. Очень часто ошибки при письме связаны с тем, что ребенок не может дифференцировать звуки ш-с, ш-ж, ш-щ, с-з, ц-з и др. Они пишут сапка вместо шапка, шук вместо жук. Вот почему развитию фонематического слуха должно быть уделено большое внимание. Упражнения можно проводить в форме игры:

  • Игра «Поезд»: взрослый называет слово-ребенок должен придумать свое на последний звук.
  • Игра «Коллекционеры»: взрослый предлагает найти предметы (вещи) для Шуры и Сони (одному только со звуком ш, другому только со звуком с.
  • Игра «Машины покупки»: взрослый называет предметы (мебель, овощи, фрукты, ягоды и т.п.), а ребенок должен в речевом потоке найти слова только с заданным звуком.

Задача всех этих и других игр научить ребенка:

- узнавать звук на фоне слова

- определять звук в начале, в середине, в конце слова

- определение последовательности, количества звуков в слове

Когда ребенок научится это делать можно переходить к звуко-буквенному анализу и синтезу. Данный вид работы включает в себя следующее:

- выделение из предложений слов, из слов-слогов, из слогов-звуков

- дописывание недостающих букв, слогов

- отбор слов по количеству слогов

- придумывание слов на заданный звук

Основное на этом этапе работы –установление связи между звуком и буквой, чтобы зрительному образцу буквы соответствовал четкий акустический образ фонемы. Если вы не владеете техникой обучения чтения, то лучше не начинайте, т.к. исправить гораздо труднее, чем научить сразу правильно. Буква и фонема-разные вещи. В русском языке вы знаете 33 буквы, а фонемы 42.

Для того, чтобы развить ручную умелость ребенка, необходимо также работать над развитием мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование, штриховки, закрашивание по контуру, занятие аппликацией, лепкой, игры с мелкими предметами), что позволит облегчить будущим школьникам усвоение навыка письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие ребенка третьего года жизни

Данный  материал можно использовать в работе с родителями детей раннего возраста....

Показатели речевого развития детей седьмого года жизни

Показатели речевого развития детей седьмого года жизниЗвуковая сторона речиК шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно п...

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"

Конспект родительского собрания для подготовительной группы.На тему "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"...

Речевое развитие на седьмом году жизни

К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно чѐтко – слов...

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и вырази...