ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ.
консультация (подготовительная группа)
Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_rechevogo_razvitiya_detey_sedmogo_goda_zhizni.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
(Сообщение учителя-логопеда Денисовой Е.Б.)
В этом возрасте словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, указывая качество их работы. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).
У ребенка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег). Ребенок все чаще употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточно большого словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Большое влияние на формирование грамматически правильной речи ребенка оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.
На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после изображенного.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков [л] и [р]), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения (звонит, вместо звонит), неправильное использование интонационных средств выразительности.
Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дошкольники с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.
Детей с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в специальные группы или детские сады при дошкольных учреждениях, где специалисты окажут им соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступают в массовые школы и успешно усваивают программный материал.
Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные но конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Литература: Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и педагогов.