Эффективные образовательные технологии как механизм достижения современного качества образования
консультация
Эффективные образовательные технологии как механизм достижения современного качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_obrazovatelnye_tehnologii_kak_mehaniz1.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Порошина
МБДОУ «Детский сад №245 города Челябинска», Россия
Эффективные образовательные технологии как механизм достижения современного качества образования
Аннотация: в статье дан обзор эффективных современных технологий обучения и воспитания дошкольников с точки зрения применения их на практике при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Описаны основные виды технологий для достижения современного качества образования. Статья предназначена для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и заинтересованных родителей.
Ключевые слова: образовательные технологии, качество образования, технологии обучения, эвристическая технология, творческие мастерские.
O.A. Poroshina
MBDOU "Kindergarten No. 245 of the city of Chelyabinsk", Russia
Effective educational technologies as a mechanism for achieving modern quality of education
Abstract: the article provides an overview of effective modern technologies for teaching and educating preschoolers from the point of view of their application in practice in organizing the pedagogical process in a preschool educational institution. The main types of technologies for achieving modern quality of education are described. The article is intended for kindergarten teachers, teachers of additional education and interested parents.
Keywords: educational technologies, quality of education, learning technologies, heuristic technology, creative workshops.
За последние годы наша система образования натолкнулась на множество проблем, которые оказались значительно новыми, не имеющими привычные способы решения. Все эти проблемы были выражены современным этапом развития общества. Они определены социально-экономическими, философскими, мировоззренческими, внутриполитическими параметрами. Главное место занимает параметр потребности повышения качества и доступности образования. Образование требуется современному человеку, без образования человек станет отверженный обществом.
В статье 43 Конституции Российской Федерации говорится об обязательном среднем образовании. Каждый имеет право на образование. Образование воспитывает, обучает и социализирует личность, формирует социально-значимые навыки. На протяжении всей жизни человек получает множество знаний, совершенствует имеющиеся. С самого детства человек учится и набирается знаний, проходя через несколько ступеней: детский сад, школа, колледж, университет. Но возникает важный вопрос об образовании, что оно должно быть качественным и эффективным. Но для того, чтобы разобраться какое образование будет качественным и эффективным, необходимо дать понятие «качество образования» и «внедрение образовательных технологий». Справочник Шмырёвой Н.А., Губанова М.И. даёт нам определение интересующего понятия. Качество образования – это совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося. Внедрение образовательных технологий – это процесс использования различных методов, инструментов и подходов в образовательном процессе с целью повышения его эффективности и качества обучения. В современной системе образования выбор образовательной технологии осуществляется учителем на основе личных убеждений. [6, с. 18]
Технология должна подбираться под цель. Сначала ставится цель, потом подбирается технология. Потому что технология – это алгоритм действия учителя и ученика, направленного на достижение заранее поставленной цели.
Для того, чтобы остановиться на технологиях, необходимо познакомится с понятиями «технология» и «технологии обучения». Технология – наука о мастерстве (techno – искусство, мастерство, logos – наука, закон). Технология обучения – это искусство использования методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. [1, с. 11]
Личностно-ориентированные технологии. Основную роль в технологии занимает позиция ребёнка в образовательном процессе и отношение к ребёнку со стороны взрослого. С учётом этого выделяют несколько типов педагогических технологий:
- авторитарные типы;
- личностно-ориентированные типы;
- гуманно-личностные типы;
- типы сотрудничества;
- типы свободного воспитания.
Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности личностно-ориентированных технологий и условия применения их в образовательном процессе. В первую очередь стоит рассмотреть процесс обучения учебного исследования. В обучении исследовательский подход – это изучение обучающимися с методами научного познания, основное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Следующий подход – это подход творческих мастерских, когда определяется позиция ученика и положение педагога. Атмосфера, которую, педагог создаёт на занятиях, с использованием данного подхода, способствует развитию личности, стимулирует творческое саморазвитие ребёнка. Основная задача, стоящая перед педагогом – это создания атмосферы радости открытия, для реализации этой задачи педагог должен быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребёнка. Такой подход позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию детьми учебного материала, творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности. Основной результат в мастерской – получение знаний о самом себе, повышение самооценки. Во время изучения ребёнок остаётся один на один с проблемами, возникающими в течении познания подхода. Для того чтобы справиться с возникшими проблемами существует технология коллективной умственной активности. [3, с. 53]
Главной целью педагога является обучение ребёнка деятельности. Педагог создаёт связь обучаемых в учебном процессе, намеренно создавая при этом социальный механизм, который вызывает у них потребность действовать по нормам общественных отношений, высказывая и отстаивая свою точку зрения убедительной аргументацией. Но при этом ребёнок обязан выслушать и понять другого, извлекая из этого мнения важную информацию. Когда ребёнок работает в коллективе, ему легче находить выход из сложной ситуации, проявить себя, проявить инициативу и творчество.
Ещё одна педагогическая технология – это технология эвристического обучения. Она способствует достижению педагогических целей и развить интеллектуальные особенности. Эвристическая деятельность формирует у ребёнка способность понимать и творчески использовать техники продуктивной и познавательной деятельности, систематизировать учебную информацию и применять на практике, адаптироваться к новым условиям деятельности и прогнозировать результаты, предсказывать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обдуманные решения на основе эвристических операций и дальнейшей логической проверкой. Эта работа эффективна при умении обучающегося давать оценку своим действиям, рациональности, экономичности, упорно стремиться доводить решение задачи до логического завершения. При этом важно уметь адаптироваться, модернизировать и структурировать данные в решаемой задаче. Она реализуется посредством эвристических правил и операций, основанных на логических рассуждениях. [5, с. 79]
Аналитический подход в обучении – это путь знакомства ребёнка с методами научного анализа, главное средство формирования у него научного мировоззрения, умственного совершенствования и интеллектуальная самодостаточность. Определение задачи обучения в действиях предполагает формирование задач, ожидаемых от ребёнка. [4]
Предметно-ориентированные технологии. Завьялова Т.Б. в статье «Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования» в научно-практическом журнале «Гуманитарные научные исследования», выделяет следующие технологии:
- технология постановки цели;
- технология полного усвоения;
- технология педагогического процесса;
- технология концентрированного обучения.
Рассматривая каждую из них, можно сказать, что первая технология – предполагает уточнение целей через результаты обучения, выявленный в поведении ребёнка, надёжно осознаваемых и определяемых. Эта техника отличается высочайшей функциональностью.
Следующая технология – это технология полного усвоения. Дополнительным преимуществом этой технологии стало то, что педагог в результате приводит всех детей к одному «знаменателю», к единому указанному уровню усвоения знаний. В этом случае педагог может спокойно изменять условия задания, уровень сложности опираясь на индивидуальные особенности ребёнка.
Технология педагогического процесса осуществляется в несколько этапов:
- все обязательные этапы процесса не могут укладываться в короткий срок. Для того чтобы происходило усвоение программы, необходимо увеличить учебное время;
- понимание нового учебного материала – это начальный этап деятельности педагог-ребёнок по усвоению учебной темы, на котором ребёнок впервые знакомится с содержанием темы.
- первое повторение – определение усвоения материала, коррекция восприятия. Данная технология может дать стабильные положительные результаты только через несколько дней занятий. Даже отличные ответы после одного дня обучения не дают гарантии хороших полученных знаний. Технология высококонцентрированного обучения сосредоточена на углубленного изучение явления, за счёт масштабирования тем, создания блоков. Важность концентрированного обучения – непрерывность процесса познания и его совокупность (начиная с первичного восприятия и заканчивая формированием умений пользоваться полученной информацией). Непродолжительное время изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, гарантирующая закрепление знаний. Фокусировка образовательной деятельности на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности ребёнка. Разнообразие и многогранность применяемых форм и методов обучения, разумных целям и содержанию учебного материала и принимающих во внимание особенности изменения работоспособности ребёнка и педагога. Сотрудничество педагога и ребёнка, детей между собой. [2]
Новые педагогические технологии, применяемые в современном образовании, описанные выше, не заканчиваются, их в разы больше. Однако, включение новых образовательных технологий не означает, что современное общество сопротивляется использовать традиционные методики в образовательном процессе. С большей вероятностью они будут являться неотъемлемой частью. Так как педагогическая технология состоит из совокупности методов, методических приёмов, форм организации учебного процесса, полагающихся на теорию обучения и обеспечения планируемых результатов. Педагогу довольно сложно преодолеть устоявшиеся представления проведения занятий. Проявляется стремление подойти к ребёнку и исправить ошибки, дать верный ответ. С такой же проблемой сталкивается и ребёнок, ему в новинку видеть педагога в роли помощника в его познавательной деятельности. Современная система образования даёт возможность педагогу сделать выбор среди многочисленных инновационных методик. Выбрать «свою» и по-новому взглянуть на собственный опыт работы педагога. В данный момент для эффективного проведения современного занятия, необходимо взглянуть по-новому на собственную позицию, переосмыслить и понять для чего и зачем нужны инновации в современном мире.
Литература
1. Гвоздева, Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования Е.Е. Гвоздева: статья // Молодой ученый. – 2014. – №6.3. – С. 21–25 – Текст : непосредственный.
2. Завьялова, Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования: статья // Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», 2015, №2 – Текст : непосредственный.
3. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2019. – 144 с. ISBN 978-5-534-06194-9 – Текст : непосредственный.
4. Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2018 – 307 с. ISBN 978-5-8252-0070-5. – Текст : непосредственный.
5. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: учебное пособие / Т. В. Хабарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 18 с. ISBN 978-5-8981-4553-8 – Текст : непосредственный.
6. Шмырева, Н. А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития: Учеб. пособие / Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. ; М-во образования Рос. Федерации. Кемер. гос. ун-т. Межвуз. каф. общ. и вуз. педагогики. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2013. - 119 с.; 20 см.; ISBN 5-8353-0124-3 (в обл.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога"
vПедагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от вол...
Достижение нового качества образования через преемственность дошкольного и начального общего образования
Презентация...
Обновление содержания дошкольного образования: реализация новых образовательных проектов и эффективных образовательных технологий
Общие положенияПредметом регулирования настоящего ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающими при реализации основной образовател...
Презентация " Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образования в ДОУ"
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направлениеэтим случайностям.»(В. Ф. Одоевский)...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....
Эффективные образовательные технологии на современном этапе: от детского сада к школе
Эффективныеобразовательные технологии на современном этапе:от детского сада к школе Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него ...