Ребенок идет в детский сад.
консультация
Проблема адаптации ребенка к новым условиям при поступлении в детский сад существует не одно десятилетие. Над ее решением работают теоретики, и практики: создаются щадящие режимы, комплексы профилактических мероприятий. Психологи и педагоги на страницах журналов представляют различные подходы к этой проблеме.
Успех этой работы во многом зависит от того, как «подготовлены» к посещению ребенком дошкольного учреждения сами родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_idet_v_detskiy_sad.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок идет в детский сад.
Адаптация родителей
Проблема адаптации ребенка к новым условиям при поступлении в детский сад существует не одно десятилетие. Над ее решением работают теоретики, и практики: создаются щадящие режимы, комплексы профилактических мероприятий. Психологи и педагоги на страницах журналов представляют различные подходы к этой проблеме.
Успех этой работы во многом зависит от того, как «подготовлены» к посещению ребенком дошкольного учреждения сами родители.
Памятка родителям
«Подготовка ребенка к посещению детского сада»
Уважаемые родители! Скоро вам и вашему ребенку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций.
1.Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают к новым условиям дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2.Расскажите ребенку, что такое детский сад и потому вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже его посещал. Содержание беседы зависит от возраста ребенка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это красивый до, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, что бы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, что бы ты пошел в детский сад, что бы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошел день, а я расскажу тебе, что у меня было на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребенка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить. Но сначала нам надо подготовиться».
3.Проходя мимо детского сада, с радостной интонацией напоминайте ребенку, как ему повезло: осенью он сожжет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, о том, что гордитесь своим сыном (дочерью), - ведь его (её) приняли в детский сад.
4.Познакомьте ребенка с режимом в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем подробнее будет ваш рассказ и чем вы будите его повторять, тем спокойнее ребенок воспримет новые правила.
Спрашивайте, куда он будет складывать свои вещи после прогулки, кто ему будет помогать, что он будет делать после обеда. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, как ребенок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствует себя увереннее.
Максимально приблизьте домашний режим к распорядку жизни в детском саду.
5.Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он должен сделать. Например: «Если ты захочешь пить, пойди к воспитателю и скажи об этом: «Я хочу пить». И Виктория Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом», Попробуйте проиграть все эти ситуации дома, например вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет так, как он захочет. Объясните, что в группе много детей, поэтому воспитатель, например, не сможет одеть сразу всех, придется немного подождать.
6.Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку». В течение лета складывайте в нее небольшие игрушки, лоскутики ткани, маленькие книжки с картинками, которые привлекательны для вашего малыша и даете техникой оригами – тога смело отправляйте в радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. С игрушками в детский сад и веселее идти, и проще завязывать отношения со сверстниками.
7.Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просит, а не отнимать игрушки, предлагать свои.
8.Познакомитесь с другими родителями и их детьми. В присутствии своего ребенка называйте этих детей по имени. Говорите дома о новых знакомых – Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
9.Чем лучше ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку к новым условиям.
10.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сотрудников детского сада.
11.Разработайте вместе с малышом не сложную систему знаков прощания, и он будет легче отпускать вас.
12.Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
13.Если через месяц ваш еще не привык к детскому саду и вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами – педагоги и психолог ждут вас!
14.Будьте терпеливы.
Анкета для родителей
«Давайте познакомимся»
Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ____________________________________________________________
Состав семьи, какой ребенок по счету___________________________________________________
Мать
Ф.И.О., год рождения ________________________________________________________________
Образование специальность ___________________________________________________________
Место работы, рабочий телефон _______________________________________________________
Отец
Ф.И.О., год рождения ________________________________________________________________
Образование специальность ___________________________________________________________
Место работы, рабочий телефон _______________________________________________________
С кем проживает ребенок _____________________________________________________________
Члены семьи не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании ________________________________________________________________________________
Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношение ребенка с ними ___________________________________________________________________________________
Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ______________________________________
К какому из членов семьи ребенок больше привязан ______________________________________
Часто ли ребёнок болеет, какие заболевания, травмы перенёс ______________________________
Основные виды игр и занятий дома ____________________________________________________
Легко ли рассмешить ребёнка _________________________________________________________
Какие игрушки любит, кто их убирает _______________________________________________
Любимые игры _____________________________________________________________________
Любимая пища ___________________________________________________________________
Нелюбимая пища ___________________________________________________________________
Как ребёнок просыпается утром: а) активен, в хорошем настроении.
б) с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам __________________________________
Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)
Посещаете ли вы с ребёнком какие-либо детские развлекательные учреждения
Как ребёнок взаимодействует с детьми в игре:
а) активен, лидер
б) легко присоединяется к играющим
в) испытывает трудности
Любимое занятие, интересы:
а) лепка, рисование, конструирование
б) подвижные игры, физическая активность
в) книги, познавательные игры
г) другое
Как вы наказываете ребёнка (перечислить) ___________________________________________
Какая мера наказания наиболее действенна ___________________________________________
Какие меры поощрения вы применяете ______________________________________________
Какая мера поощрения наиболее действенна __________________________________________
Условия жизни ребёнка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное
спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.) ________________________________
Ваши пожелания ________________________________________________________________
Прогноз возможной адаптации ребёнка
1. Лёгкая адаптация. Ребёнок спокойно входит группу, внимательно осматривается. Смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Использует в предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на игрушке. Речь хорошо развита, настроение спокойное, пантомимика выразительна. Ребёнок адекватно реагирует на замечания, корректируя после них своё поведение. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Родители доверяют своему ребёнку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают! в случае необходимости.
2. Средняя адаптация. Ребёнок вступает в контакт только после привлекательных для него действий воспитателя. Когда напряженность первых минут спадает, он может
вступать в контакт по своей инициативе; даже разворачивать игровые действия. Pечь развита в пределах возрастной нормы, на замечания и поощрения реагирует адекватно, но может нарушать правила поведения!
Родители не доверяют ребёнку, часто делают ему замечания: «Не бери без спроса! Не разбрасывай игрушки! Веди себя хорошо!» С воспитателем они бывают либо откровенны, либо сохраняют дистанцию. Как правило, подсказки, советы воспитателя принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
3. Тяжёлая адаптация. Контакт с ребёнком можно установить только через родителей или вообще не удаётся установить. Малыш выглядит тревожным, замкнутым, переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, старается не отходить от мамы (папы).
Речь развита плохо. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка безучастным или пугают - он обращается за поддержкой к родителям, но не всегда её получает.
Родители сомневаются в том, что их ребёнок сможет освоиться в детском саду, а встречу со специалистом воспринимают как экзамен или, наоборот, вступают в дискуссию, демонстрируя свою компетентность по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Примерный алгоритм прохождения адаптации
Первая неделя.
Ребёнок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30).
Цель. Заложить основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников; подробно познакомить с расположением помещений в группе; вырабатывать привычку принимать пищу за общим столом, пользуясь помощью мамы, гулять под наблюдением мамы.
Вторая неделя.
Ребёнок находится в детском саду без мамы 2 часа (с 9.00 до 11.00), с мамой - 2 часа (с 8.30 до 9.00 и с 11.00 до 12.30).
Цель. Установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребёнком; способность развитию игры рядом; побуждать к самостоятельным действиям; закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования (с помощью взрослого или опираясь на индивидуальную картинку); формировать привычку принимать пищу за общим столом самостоятельно (под наблюдением мамы); поддерживать положительный эмоциональный настрой ребёнка на прогулке в отсутствие мамы.
Третья неделя.
Ребёнок находится в детском саду без мамы с 8.00 до 12.30.
К концу недели по желанию он может оставаться на дневной сон.
Цель. Приучать ребёнка к самостоятельному приёму пищи; привлекать к совместным играм; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призывы, просьбу; формировать навыки самообслуживания, обсуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.
Четвёртая неделя.
Ребёнок находится в детском саду в течение всего дня (с 8.00 до 16.00).
Цель. Обеспечивать физический и психологический комфорт ребёнка в группе; развивать уверенность в своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу; развивать чувство сопереживания, желание помочь вновь прибывшим детям; подготовить ребёнка к расширению круга общения - с другими сотрудниками детского сада, со старшими детьми; поощрять самостоятельность при выполнении гигиенических процедур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ребенок идет в детский сад»
Выступление на всеобуче для родителей детей раннего возраста на тему: «Ребенок идет в детский сад»...
"Ребенок идет в детский сад"Консультация для родителей
Если малыш прямо заявляет «Я не пойду в садик!» Задача родителей – не потакать минутному капризу, а найти объективную причину и устранить ее....
Ребенок идет в детский сад
Цели:1. Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2-3 лет.2. Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.3. Помочь родителям облегчить ребенку...
Ваш ребенок идет в детский сад
. Рекомендации и памятка для родителей о том как подготовить ребенка к детскому саду...
Консультация для родителей на тему "Ребенок идет в детский сад"
В консультации даны рекомендации по вопросам адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, предлагается памятка для родителей: 15 признаков готовности ребенка к детскому саду....
ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД
Получены путевки в сад, оформлены медицинские карты, вы уже познакомились с заведующей и воспитателями. Все закончено, ребенок в саду? Нет, все только начинается. Для домашнего малыша это может быт...
Ваш ребенок идет в детский сад
Советы психолога: как подготовить ребенка к детскому саду...