Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
консультация
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным (объяснительным) путём. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Поэтому развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_peredvizhka_ya_issledovatel.docx | 478.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню,
дай попробовать – и я пойму» -
гласит китайская пословица.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным (объяснительным) путём. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Поэтому развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.
Поэтому помощь взрослого в самостоятельном исследовательском поиске ребёнка необходима. Взрослый (родитель, воспитатель) выступает в роли консультанта.
У ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.
Взрослый может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить эксперимент
При создании ситуаций, которые стимулируют интерес к исследованию, у детей появляется желание решить проблему, поставленную взрослым, выдвигать свои гипотезы и совместно с консультантом находить способы решения проблемы путём экспериментирования.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Выбор темы
2.Выработка гипотез
3.Поиск вариантов решений
4. Сбор материала
5.Обобщение полученных
данных
6.Подготовка сообщения
7. Защита
Для того чтобы дети научились развивать свой познавательный интерес и самостоятельно добывать себе информацию об интересующем их объекте или явлении природы, предлагаем пользоваться различными методами исследования с помощью исследовательского фартука (авт. А.И.Савенков).
В помощь взрослым:
Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения.
Этапы исследования: ребёнок выбирает тему исследования (звери, птицы, человек, автомобиль и т.д.).
Задача ребёнка - подготовить по теме доклад или сообщение.
Для этого надо собрать всю достоверную информацию о выбранном объекте и обработать её. У ребёнка есть карточка с символами, обозначающими действия:
1.подумать самостоятельно !?
2.спросить у другого человека –
3.посмотреть в книгах, энциклопедиях-
4.посмотреть по телевизору (компьютеру)
5.понаблюдать 6. провести эксперимент🖑
Или ребёнок предлагает свои методы (например: позвонить по телефону).
Собираемые сведения фиксируются ребёнком на листке бумаги знаками, символами, буквами…
В конце исследования ребёнок делает сообщение
ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ.
ДЕТИ НЕ ПЕРЕСТАЮТ УДИВЛЯТЬСЯ.
ЗНАЧИТ У НАШИХ ДЕТЕЙ ВПЕРЕДИ
ЕЩЁ МНОГО УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ
Несколько советов для родителей по развитию
поисково-исследовательской активности детей.
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...