Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
консультация

Гребенщикова Ирина Семеновна

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.    

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным (объяснительным) путём. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Поэтому развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_peredvizhka_ya_issledovatel.docx478.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, D:\Для презентаций\малышам\следопыт.jpg

дай попробовать – и я пойму» -

 гласит китайская пословица.

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.        

    Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным (объяснительным) путём. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Поэтому развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.

    Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.

    Поэтому помощь взрослого в самостоятельном исследовательском поиске ребёнка необходима. Взрослый (родитель, воспитатель) выступает в роли консультанта.

  У ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.  

    Взрослый может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить эксперимент

    При создании ситуаций, которые стимулируют интерес к исследованию, у детей появляется желание решить проблему, поставленную взрослым, выдвигать свои гипотезы и совместно с консультантом находить способы решения проблемы путём экспериментирования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Выбор темы

2.Выработка гипотез

3.Поиск вариантов решений

4. Сбор материала

5.Обобщение полученных

    данных

6.Подготовка сообщения

7. Защита

Для того чтобы дети научились развивать свой познавательный интерес и самостоятельно добывать себе информацию об интересующем их объекте или явлении природы, предлагаем пользоваться различными  методами исследования с помощью  исследовательского фартука (авт. А.И.Савенков).

комп.jpg

ключик.jpg

В помощь взрослым:

Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения.

Этапы исследования: ребёнок выбирает тему исследования (звери, птицы, человек, автомобиль и т.д.).         

Задача ребёнка - подготовить по теме доклад или сообщение. 

Для этого надо собрать всю достоверную информацию о выбранном объекте и обработать её. У ребёнка есть карточка с символами, обозначающими действия:

 1.подумать самостоятельно    !?

2.спросить у другого человека –профиль.jpgкнига.jpg

3.посмотреть в книгах, энциклопедиях-

4.посмотреть по телевизору (компьютеру)ключик.jpgкомп.jpg

5.понаблюдать                                  6. провести эксперимент🖑

Или ребёнок предлагает свои методы (например: позвонить по телефону).

Собираемые сведения фиксируются ребёнком на листке бумаги знаками, символами, буквами…

В конце исследования ребёнок делает сообщение

ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ.

ДЕТИ НЕ ПЕРЕСТАЮТ УДИВЛЯТЬСЯ.

ЗНАЧИТ У НАШИХ ДЕТЕЙ ВПЕРЕДИ

ЕЩЁ МНОГО УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ

Несколько советов для родителей по развитию

поисково-исследовательской активности детей.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...