Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы
материал (подготовительная группа)

Богданова Алена Александровна

Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной  группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 09b9-0002a1c8-fea2ebbf.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной  группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»

                                                       Воспитатель: А.А Богданова

Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.

Задачи:

Образовательные: Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.

Развивающие: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.

Воспитательные: Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.

Активизация словаря: Саморегуляция, когнитивные способности, замысел игры, творческий потенциал.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Предварительная работа: Консультация для родителей «Обучение решению задач на смекалку», «Развиваем в игре математические способности».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, исследовательско -познавательная (интеллектуально-познавательная), конструирование.

Планируемый результат: У родителей сформированы знания к играм развивающие у детей познавательные процессы, проявляют интерес к данной проблеме. У родителей  сформирована мотивация готовности детей к школе.

Оборудование: Экран, мультимедийная  установка, бланки ответов для теста, листы бумаги в клетку,  цветные карандаши, предметные картинки к игре «Потерянные вещи»,  игра-конструктор «Колумбово яйцо» на каждого родителя, бланки незаконченных предложений - упражнение «Школьное будущее моего ребенка», памятки для родителей: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу», «Советы родителям будущих первоклассников», буклеты  «Сложи квадрат» методика Никитиных.

Компетенции: Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей. Владение теорией и методиками познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста (знание вариативных образовательных программ, технологий, дополнительных средств развития детей, умение интегрировать содержание образовательной работы).

Ход Мастер  класса

Вводная часть

Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу, а перечень трат увеличится не только на игрушки, одежду, но и на школьные принадлежности, форму.

В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.

  1. Основная часть

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.

-Что такое замысел игры?

В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?

 Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. 
          -  Но для начала нашего мастер - класса предлагаю
пройти тест

«Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»


1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой. 


1. 2. 3. 4. 5.

1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ / 15/

Результаты тестирования:
до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. 
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 -необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 
2 -нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 
3 -предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 - ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Сейчас хотелось бы Вам показать какие игры и упражнения мы используем в ДОУ с Вашими детьми (показ слайдов).

-Какие игры Вы знаете?

- Какие игры у Вас есть дома, в какие  игры Вы играете дома совместно с детьми?

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.

Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. 
Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.
В конце нашей встречи Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения.

Упражнение на развитие произвольного внимания:

Игра «10 квадратов»

Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка: «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.

Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Дайте ребенку задание вычеркнуть в каком-либо тексте все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть.

Д/игра: Разбери фигуры по признаку.

- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?

- На столе лежат разные геометрические фигуры, возьмите по одной фигуре и разделитесь по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине)

(родители берут по фигуре и делятся произвольно по группам, затем объясняют свои действия. Игра продолжается со сменой фигур 3-4 раза).

Игры с счётными палочками.

- Для чего нужны счётные палочки детям дошкольного и  младшего школьного возраста?

- Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек.(показ фигур на слайдах)

- Скажите, что развивается  у детей  играя с счётными палочками?

Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо»

 Предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.

 При этом нужно придерживаться простых правил.

1. Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу.
2. В составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.                  

Игра имеет четыре уровня сложности. Предлагаю сложить по одной фигуре с каждого уровня по образцу (фигуры представлены на слайдах).

Игры на операции аналитического мышления. Словесные игры

Игра «Правая - левая»

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.

Описание игры.

Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.

- Давайте поиграем, будьте внимательны!

Игра «Да - нетка?»

Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.

Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями (игра с родителями, отгаданный предмет показываю на картинке).

  1. Заключительная часть.

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».


Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.


IV. Рефлексия.

- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?

Приложение

Бланки обратной связи.

• Полезной ли была сегодняшняя  встреча?______________________________


• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?____________________________________________________________


• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки

ребенка к школе?___________________________________________________


• Ваши пожелания организаторам?_____________________________________

Памятка

«Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».


1. Своё имя, отчество и фамилию. 
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес. 
4. Свой город, его главные достопримечательности. 
5. Страну, в которой живёт. 
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей. 
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 
10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 
17. Различать гласные и согласные звуки. 
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. 



Памятка

«Советы родителям будущих первоклассников».


1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. 
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.


Тест  «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»


1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.


1. 2. 3. 4. 5.

1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса Тема: Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Бусы из макарон»

План-конспект мастер-класса.Тема: совместная деятельность с детьми младшего,среднего,старшего возраста и родителями «Бусы из макарон» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна Дата пров...

Конспект мастер-класса Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Конфетная ёлочка»»

План-конспект мастер-класса. Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями «Конфетная ёлочка»» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна...

Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»

Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»...

Мастер – класс «Снегири» для родителей с детьми группы в онлайн формате WhatsApp.

Цель: Создание композиции «Снегири на ветке».Создать условия для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя....

Мастер – класс совместно с родителями и детьми Тема: «Открытка для папы» к 23 февраля

Укрепление партнёрских взаимоотношений детей и родителей в процессе творческой деятельности....