Кризис у детей дошкольного возраста. Советы психолога.
консультация

Буш Маргарита Николаевна

В течение всей своей жизни человек переживает несколько возрастных кризисов. Наибольшая их концентрация приходится на детский возраст, когда происходит активное становление личности. Зачастую родители, столкнувшись с неадекватным, на их взгляд, поведением ребенка, не знают, как поступить. Советы психолога помогут им найти подход к упрямому чаду и заранее подготовиться. Материал для консультационного уголка педагога-психолога на группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_345_let.docx610.89 КБ
Файл krizis_5_let.docx211.04 КБ
Файл krizis_7_let.docx61.18 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы у детей 3, 4, 5 лет — советы психолога

 

В течение всей своей жизни человек переживает несколько возрастных кризисов. Наибольшая их концентрация приходится на детский возраст, когда происходит активное становление личности. Зачастую родители, столкнувшись с неадекватным, на их взгляд, поведением ребенка, не знают, как поступить. Советы психолога помогут им найти подход к упрямому чаду и заранее подготовиться.Кризисы у детей 3 4 5 лет  советы психолога

Кризис трехлетнего возраста

Кризис – это период, когда происходит активное формирование новых черт личности, становление новых взаимоотношений в обществе. В 3 года это происходит следующим образом:

  • Ребенок начинает проявлять самостоятельность и болезненно воспринимает попытки взрослых помогать  ему, все чаще звучит фраза: «Я сам!»;
  • Происходит осознание понятий «мое» и «не мое», появляется стремление оградить свое, пресечь       попытки других овладеть этим своим;
  • Сопротивление всему и всем, стремление сделать наоборот;
  • Проявление агрессии к взрослым и сверстникам, особенно это может проявляться по отношению к одному из близких родственников, например, к бабушке, которую раньше преданно любил;
  • Авторитарность, ребенок пытается указывать взрослым, что они должны, по его мнению, делать;
  • Появление новых эмоций, например, гордость после похвалы;
  • Истерики, попытки манипулировать взрослыми.

Кризис в этом возрасте может проявляться в меньшей или большей степени. Спровоцировать его может гиперопека со стороны взрослых, ограничение самостоятельности, отсутствие единого стиля воспитания, когда один из родителей пытается проявлять строгость, а другой балует.

Кризис четырехлетнего возраста

                 В 4 года ребенок начинает осознавать себя не частью мамы, а самостоятельной личностью. Он понимает, что когда-то был маленьким, и живо интересуется, что с ним было раньше. В этом возрасте малыш считает себя взрослым и может указывать другим на их неправильное поведение. Это относится и к родным: мама делала ему замечания, когда он чавкал за столом, однажды чавканье малыш услышал от папы. Непременно последует замечание, что так поступать нельзя.

                Кризис в 4 года в большинстве случаев продолжение кризиса трехлетнего возраста, точнее, его отголоски. В целом ребенок в этом возрасте ведет себя более сдержанно, и все же могут присутствовать следующие проявления:

  •  Ребенок не слушается, проявляет упрямство;
  •  Он все еще охвачен духом противоречия и делает все наоборот;
  •  Он может обидеться и замкнуться в себе;
  •  Он эмоционально нестабилен, то бурно радуется, то плачет, а то вообще безразличен ко всему;
  •  Он стремится быть только первым и болезненно воспринимает неудачи;
  •  К физиологическим признакам можно отнести плохой сон, отсутствие аппетита, снижение иммунитета.

  Причин у наступления кризиса в этом возрасте несколько: недостаток внимания со стороны родителей, а также со сверстниками, однообразие в жизни, адаптация к новым условиям, например, к детскому саду. Гиперопека со стороны родителей также влияет на изменение поведения четырехлетнего ребенка.

                       Кризис пятилетнего возрастаhttps://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_auto_1505065400_28586_2.jpg

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются  определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверстниками, все меньше он нуждается в маминых ласках. Дети в 5 лет активно готовятся к школе, родители стараются вложить много сил и времени в их развитие. Порой ребенку бывает сложно с этим справиться.

Кризис 5 лет у детей тоже имеет определенные симптомы:

  •  Ребенок в этом возрасте очень нервный, его реакция на слова или поступки взрослых может быть бурной;
  •  Малыш очень хочет быть похожим на родителей, но он осознает, что до взрослого возраста ему еще очень далеко, и это одна из причин нервозности, порой замкнутости;
  • В 5 лет ребенок вдруг начинает врать, на самом деле так он фантазирует, выдает желаемое за действительное;
  •  Пятилетки часто бывают неразговорчивы, у них пропадает желание делиться с мамой или папой своими переживаниями, успехами, неудачами, впечатлениями;
  •  Самый опасный симптом – появление страхов, например, страха темноты;
  •  В этом возрасте дети уже имеют некоторое представление о смерти, и у них появляется страх потери близкого человека;
  •  Признаки кризиса любого возраста – упрямство, непослушание, агрессивность, и пятилетним детям они тоже присущи.

http://www.kultuk-school7.ru/wp-content/uploads/2020/11/p11_sm_full-1.jpg

Нужно ли помогать ребенку, который переживает возрастной кризис? Безусловно. Во-первых, сам малыш очень утомляется, испытывая бурю эмоций. Во-вторых, самих родителей выматывает такое неуправляемое поведение ребенка.

В принципе, подходы к воспитанию в 3-5 лет примерно одинаковы:

  •  Родителям следует отказаться как от авторитарного стиля, так и от чрезмерной опеки, нужно постараться найти золотую середину, давая малышу определенную самостоятельность, прислушиваясь к его мнению, обсуждая и анализируя с ним его хорошие и плохие поступки;
  • Всем взрослым членам семьи необходимо договориться и выработать единый подход к воспитанию;
  •  Частые истерики у ребенка, конечно, могут вывести из себя кого угодно, однако, необходимо вести себя в эти моменты хладнокровно, не реагируя на вопли, а чтобы предотвратить истерику, нужно научиться переключать внимание малыша;
  • Если малыш упрямится, пытается оспаривать все, что ему говорят взрослые, не стоит продолжать дискуссию и силой пытаться переломить его упрямство, он ведет себя так, прежде всего, потому, что пытается найти слабое место взрослого, новые способы манипулирования родителями;
  • Не нужно поторапливать ребенка за столом или в детском саду, когда он одевается, возможно, таким образом он пытается заставить родителей помогать ему, как это было в более младшем возрасте, пусть есть целый час, тогда и следует выпускать его из-за стола;
  • Нужно давать ребенку возможность почувствовать себя взрослым, давая ему несложные поручения, например, в его обязанности может входить полив цветов или кормление рыбок;
  • Родителям придется учиться находить компромиссы в сложных вопросах, в чем-то уступать малышу, иногда признавать его правоту, спрашивать совета, например, папа может спросить у сына, какой букет больше подойдет маме, а у дочки спросить совета, какую рубашку надеть на семейный ужин;
  •  Четырехлетнего ребенка нужно постепенно приучать к труду, как минимум, он должен собирать игрушки, а в 5 лет уже и постель может застелить, и чашку за собой помыть;
  •  Как бы ни хотелось поругать ребенка за изодранные брюки или принесенного с улицы котенка, делать это нужно крайне редко, вообще, любое наказание – это исключительная мера воспитания, когда малыш действительно совершил серьезный проступок, иначе он просто привыкнет к постоянным понуканиям, упрекам, наказаниям и перестанет на них реагировать или станет выплескивать злость на более слабых.

Все советы, которые предлагаются родителям в этой статье, обобщенные, но каждый ребенок индивидуален, и возрастной кризис у каждого из них проявляется по-разному. Родителям важно понимать потребности своего ребенка, тогда этот сложный период пройдет менее болезненно.

https://xn-----7kcocdvihg7baygeffm.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/02/573.jpg



Предварительный просмотр:

Кризис 5 лет у ребенка - советы психолога родителям

Статья

В этой статье мы рассказываем о кризисе 5 лет у ребенка. Как его преодолеть?

Взрослея, человек проходит через возрастные кризисы — в детстве, молодости, зрелости. Переходные периоды неизбежны: благодаря им происходит становление характера.

Этапы психологического взросления ребенка

Поведение малыша напрямую зависит от уровня развития мозга. В раннем детстве формируются нейронные связи, которые в будущем определят основные навыки человека: речь, моторику, память, реакцию. В младенчестве мы познаем окружающий мир, учимся взаимодействовать с живыми существами и предметами.

Рассмотрим главные этапы взросления, о которых должны знать родители.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года). Наиболее активный период. 12 месяцев новорожденный учится понимать простую речь, назначение предметов. Ребенок стоит, ходит, пытается выговаривать первые слова. Закладывается фундамент дальнейшего развития личности.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок зависит от папы с мамой, но стремится к самостоятельности, обретению собственного «я». Устанавливает причинно-следственные связи между вещами. Появляется заметная тяга к общению с другими детьми. Период заканчивается кризисом трехлетнего возраста: доминирующей фразой в речи становится «Я сам!», малыш устраивает истерики, манипулирует, получает желаемое любой ценой. Главная цель — обретение личного пространства, установка границ.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Большой отрезок детства. Круг общения ребенка расширяется: родственники, друзья, воспитатели, случайные знакомые. Игра становится основным видом деятельности. С ее помощью определяются социальные роли, убеждения, взгляды. Возникает кризис пятилетнего возраста, о котором мы расскажем подробнее.

Младший школьный возраст (7-12 лет). Важную роль играет учеба. Дети нарабатывают социальный статус, определяют сферу интересов. Происходит переход к абстрактно-логическому мышлению.

Подростковый период. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание сопровождается бунтом, отказом от старых принципов. Человек разрабатывает новую систему суждений и взрослеет.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет?

В 5 лет проявляются индивидуальные черты характера, ребенок беспрепятственно высказывает мнение, понимая, что его взгляды могут отличаться от общепринятых. С ним интересно вести беседу. Пополняется словарный запас, ребенок легко подбирает синонимы и рифмы, пересказывает сюжеты книг, игр, мультфильмов, учит стихотворения наизусть.кризис пяти лет у ребенка

Малыши чаще лгут, чтобы проверить, каковы будут последствия: интересно проверить возможные варианты развития событий. Нередко у детей появляются многочисленные воображаемые друзья — фантазия работает в усиленном режиме. Хорошо функционирует долгосрочная память.

Возникает интерес к описанию чувств и эмоций, играм с ролевыми моделями. Дошкольники в 5-6 лет способны минимально ухаживать за собой — одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.

Почему наступает кризис в 5 лет?

Психика ребенка и кора головного мозга ежедневно развиваются, возникает потребность в самовыражении. Капризы, непредсказуемое поведение, эмоциональные всплески, споры — так формируется личность.

Нарушается коммуникация с родителями, друзья разочаровывают — детей преследует чувство одиночества. Неуправляемость объясняется попыткой привлечь внимание старших, подтвердить значимость своего мнения.Ребенок осознает принадлежность к биологическому полу, интересуется отличиями между мальчиками и девочками, пытается понять свое место в сложной системе человеческих взаимоотношений. Малышу нелегко справиться с потоком поступающей информации, и он выплескивает накопившееся напряжение через упрямство. К счастью , это не навсегда.

Сколько может длиться кризис?

Продолжительность кризиса зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка. Переходный период не начинается строго в 5 лет — иногда чуть раньше или позже. Как правило, он длится от 1 месяца до 1 года.Кризис пятилетнего возраста порой проходит легко: родители даже не замечают изменений в поведении малыша. Каждый случай индивидуален, и ваша задача — подготовиться к возможным трудностям, следовать советам педиатров и психологов.

Признаки начала кризисакризис 5 лет у ребенка

Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.

Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.

Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.

Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.

Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.

Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)

Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)

Плюсы кризиса 5 лет

Любой кризис — это не только испытания, но и новые возможности. В 5-6 лет дети достигают пика обучаемости и восприимчивости к новой информации, постепенно учатся чтению, письму и счету. Чтобы отвлечься от психологических проблем, попробуйте помочь ребенку найти любимое занятие.

Во время кризиса пятилетнего возраста появляется море энергии. Этот факт нельзя игнорировать. Вы получаете бесценную возможность направить силы ребенка в мирное русло: найти хобби, подготовиться к школе, обнаружить новый талант, укрепить здоровье.

Изменения после кризиса

После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей. Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).

Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.

Что делать родителям? Советы психолога

Родителям стоит четко определять границы дозволенного. Ребенок должен понимать установленные законы. Это вопрос не только хорошего поведения, но и безопасности.

Не меняйте принятые решения, подстраиваясь под желания малыша. Иначе он поймет, что вами можно манипулировать. Запрещено сегодня — запрещено всегда.
Золотое правило педагогики — «Учи примером». Странно наказывать детей за бранные слова, если вы сами употребляете их в речи.

Помните: ребенок растет, учится новому, чтобы реализовать свой потенциал. Непослушание — признак независимого мышления. Идеальных малышей, беспрекословно выполняющих требования, не существует.

Чего не стоит делать?

К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво.

Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.

Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.

Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.

Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.

Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок

Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.

Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.

Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.

Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

«Кризис семи лет или скоро в школу!»

 

Слово «кризис»  привычно вызывает у нас негативную реакцию.

 Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса.

В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять:

·       Кризис новорождённости;

·         Кризис одного года;

·         Кризис 3 лет;

·         Кризис 7 лет;

·         Кризис подростковый (12 – 14 лет);

·         Кризис юности (17 – 18 лет).

http://1.bp.blogspot.com/-N_VINqJZQrY/T1SbHgGOClI/AAAAAAAAAo4/R-V8dWMvAEA/s320/72186383_Donald_Zolan13.jpg

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенка исчерпаны. Все  дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6 – 7 летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребёнка возникает новая потребность узнать неявную, скрытную причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.

Учение олицетворяет для ребёнка новый, взрослый образ жизни. В это время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.

Средством преодоления кризиса 7 лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоритических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.

Готовность к школе – это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему  и для чего он учиться. Без понимания этого дети не могут  стать учениками в полном смысле этого слова. Ребенок должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе. 

 

Теперь давайте поговорим о кризисе 7 лет.

Какой он бывает и как его преодолеть.

          

Признаки кризиса:

·         Повышенная утомляемость;

·         Раздражительность, вспышки гнева;

·         Замкнутость, закрытость от родителей;

·         Повышенная тревожность;

·         Кривляние, навязчивое поведение.

 

Принято выделять 7 симптомов кризиса:

·         Негативизм. Это такие проявления о  поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.

·         Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает, таким образом, потому, что «он так сказал».

·         Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.

http://1.bp.blogspot.com/-JzIVAxJKqd4/T1SbMXL1HQI/AAAAAAAAApA/6pFjXebI0l0/s320/115955_papel-de-parede-escrevendo-para-mamae_1280x1024.jpg

·         Своеволие.  Это стремление ребенка к самостоятельности, в желании все сделать самому.

·         Протест-бунт. Все поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как  будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходит детские ссоры с родителями по любому вопросу.

·         Обесценивание. Это может проявляться по отношению к  взрослому или к любимым вещам. В лексиконе у ребенка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запрет взрослого.

·         Деспотизм. Это когда в семье один ребенок, он стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желанием весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.

Как понять, что кризис позади?  Преодолевший кризис ребенок демонстрирует реальный, интерес к учебе. У него есть в школе любимые уроки, ему нравиться выполнять домашние задания.

 

Как справиться с кризисом. Советы родителям.

1.       Любой кризис – это необходимый этап в развитии ребенка. Через них обязательно проходят все, как любые другие детские болезни.

2.       Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка,  поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка.

3.       Изменить свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.Нужно выслушать и не критиковать, порою в словах ребенка есть рациональное зерно.

4. Будьте последовательны в своих требованиях.

5. Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части, описывать эмоции и чувства.

6.       Старайтесь не заставлять, а убеждать. Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.

7. Не повторяйте сказанное, ребёнок прекрасно помнит, что вы сказали. Каждое напоминание злит: создает ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.

8.       Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца. Приобщайте к домашним делам.

9. Хвалите ребёнка в случае его успеха, поощряя даже маленькое достижение на пути к успеху.

10.       Не игнорируйте вопросы ребенка. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость и не забывайте про отдых.

11.       Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает! Главные ваши помощники в нелегком деле – терпение, чуткость и любовь, доброжелательность и поддержка.

12. Родители должны быть примером взрослого человека. Демонстрировать при ребенке обиду и раздражение, недовольство другими людьми –непозволительная роскошь. Малыш во всем подражает родителям, которые и в его поведении могут увидеть свои привычки и способы общения, как в зеркале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное восп...

Адаптация ребенка в детском саду (характеристика, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, советы психолога родителям) .

Первое родительское собрание в детском саду обхватывает несколько задач:знакомство с педагогическим составом и друг с другом;ознакомление родителей с режимными моментами, правилами группы и образовате...

Статья на тему: «Кризисы у детей дошкольного возраста»

quot;Кризисы у детей дошкольного возраста"...

Кризисы развития детей дошкольного возраста.

Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения пр...

Статья "Эффективные способы преодоления проблемы жадности и лживости у детей дошкольного возраста. Советы детского психолога родителям".

Статья раскрывает возможности мультипликации и психотерапевтических сказок в преодолении проявлений жадности и лживости у малышей....

Кризис у детей дошкольного возраста 6-7 лет

Особенности прроявления кризиса , а также его различие у дошкольников 6-7 лет....

Способы преодоления кризиса у детей дошкольного возраста 6-7 лет

Рекомендации для родителей по  преодолению  негативного поведения дошкольников  в возрасте 6-7 лет  во время кризисного периода....