Игры с крупами
консультация

Соломаха Александра Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_s_krupami.odt14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Игры с крупами».

Каждая мама знает, как непросто занять малыша чем-нибудь интересным и полезным, когда она занята варкой-готовкой. Маленький шустрик все время крутится под ногами и не хочет понять, что мама сейчас ну никак не может отвлечься на игру. А ведь именно на кухне можно придумать массу интересных и полезных занятий. И это не только даст вам возможность сделать все необходимые дела, но и будет развивать кроху буквально во всех направлениях.

Cлаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит пока еще неумелую и непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений, мамы закупают различные шнуровки, крупные мозаики и прочие умные игрушки и начинают заниматься с крохой. Но мы часто упускаем из виду очень простую и очевидную истину: среди обычных игр и простых бытовых действий — уйма по-настоящему бесценных упражнений, которые, к тому же, еще и гораздо привлекательнее для ребенка, нежели покупные игрушки.

Ведь под рукой есть замечательный, доступный и всем хорошо известный продукт для развития мелкой моторики.
Конечно, это крупы.
И если вас не пугает перспектива собирать рассыпанные на полу пшено или горох, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ему по вкусу.

Для начала насыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать на этом «холсте» пальчиком. Пусть он изобразит палочки, точечки и прочие «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным, но и другими пальчиками по очереди (первое время помогайте малышу), и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки ручками, зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в высокую кастрюльку, можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить тот момент, когда от созидательной деятельности сын или дочка переходят к разрушительной — все рассыпают и разбрасывают. Обычно это наступает через несколько минут после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненную пользу крошечным пальчикам.

 Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке по чуть-чуть гороха и фасоли, и предложите карапузу рассортировать их по тарелкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцами, большим и средним и так далее. Можно взять и макароны нескольких видов. Это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление малыша, учит его анализировать. А из толстеньких «рожек» можно еще и смастерить бусы или браслеты, нанизав их на шнурок и раскрасив. Карапузам тяжело продевать непослушный шнурок в маленькую дырочку. Для них лучше подойдет тонкий упругий провод. А самым маленьким предложите нанизать на веревочку… сушки. Получатся замечательные «папуасские» бусы, да еще и съедобные.

Прозрачная коробочка с зубочистками притягивает малышей, как магнит. Вот и пусть под вашим надзором ребенок высыпает из нее на стол деревянные палочки, а потом собирает обратно, проталкивая в дырочку. На любой кухне есть и еще одно полезное приспособление — холодильник. На него можно бесконечно приклеивать, а затем отклеивать всевозможные магнитные фигурки и многоразовые наклейки. Заведите на холодильнике магнитики с буквами — это замечательный инструмент для изучения алфавита.

Если вы хотя бы изредка будете вместе с малышом лепить пельмени или вареники, польза будет не только для семейного бюджета. Именно лепка — отличное средство развития мелкой моторики. Даже самое простое пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по столу. Но лучше приготовить специально для ребенка соленое тесто. Делается оно в считанные минуты и может долго храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Рецепт теста прост: перемешайте в миске 1 стакан соли «экстра» и 1 стакан муки, добавьте столовую ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошенько вымесите и подержите пару часов в холодильнике. После этого оно готово к работе.

Отщипните кусочек пластичной массы размером с грецкий орех и покажите, как его можно перекладывать из ручки в ручку, давить и разминать. Можно дать карапузу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручонки, потыкает его пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности. Кроха познакомится со свойствами нового для него материала и, конечно, порадуется веселой игре.

А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Немало сноровки, сообразительности и упрямого сопения понадобится для того, чтобы отыскать в тесте потерявшийся «клад». Если подобная игра малютке понравилась, спрячьте предметы помельче. Например, большие пуговицы. Только следите, чтобы ваш юный археолог не попытался съесть  добытые в результате раскопок ценности.

Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки»: покажите, как сплющить ладошкой или кулачком кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой то слабее, то сильнее или попытается слепить «пирожок», а вы с воодушевлением нахваливайте способности маленького пекаря. Предложите угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Для этого покажите, как двумя пальчиками отщипывать от теста маленькие кусочки и складывать их в тарелочку. Когда ребенок освоится с тестом, попробуйте вместе катать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и неровные. Помните, что делаете вы все это не ради конечного результата. Важен сам процесс. А слепленного из соленого теста колобка можно даже запечь в духовке, а затем раскрасить. Вот радости будет у крохи!

Если на кухне отыщутся формочки для печенья, в руках мамы и малыша они превратятся в развивающий инструмент. Раскатайте на столе соленое тесто в пласт и покажите малютке, как выдавливать из него фигурки при помощи формочек. Не забывайте называть получающиеся формы: «Смотри, мы сейчас с тобой сделаем кружочек. А это что у тебя получилось? Это треугольник. А сейчас ты сделал звездочку!» Так в процессе увлекательной игры познакомимся с первыми геометрическими фигурами.

Выдайте скучающему карапузу набор кухонных судочков, тех самых, которые вставляются один в один наподобие матрешки. Это отличная развивающая игрушка! С ее помощью малыш сделает важное открытие: маленький судок можно вставить в большой, а вот большой в маленький не запихнешь, как ни старайся. Одевание и снимание крышек с судков — тоже занятие полезное. И не забывайте обращать внимание крохи на размер судочков: этот — большой, тот — маленький, а вот этот еще меньше, самый маленький. Кухня — отличное место для пополнения словарного запаса и развития речи малыша. Все ли предметы здесь ему знакомы? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Перечислите по очереди всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой — ребенок. Затем точно так же называйте бытовые приборы, мебель. Так постепенно кроха научится подбирать обобщающие слова к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, кастрюля — это посуда, огурец, помидор, капуста — овощи. Кстати, об овощах. Благодаря яркой окраске фруктов и овощей они идеально подходят для изучения цветов. «Это лимон. Он желтый. А это — апельсин. Он оранжевый». Дайте малютке несколько лимонов и апельсинов и две мисочки. Пусть он рассортирует фрукты на две группы. Так осваиваем принципы сортировки. А еще хорошо сортировать вилки и ложки, раскладывая их в соответствующие ячейки, где им положено храниться. В процессе кухонных дел все время разговаривайте с чадом. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладем в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло, какие бывают соки, как и из чего пекут хлеб, какие молочные продукты делают из молока. Это не только развивает речь, но и расширяет знания об окружающем мире. Привлекая малыша к процессу приготовления пищи и сервировки стола, кроме цели вырастить себе достойного помощника и подготовить маленького человечка к будущей взрослой жизни, мы «убьем» множество и других полезных «зайцев». Во-первых, помощь на кухне — важный для малыша шаг осознания своей нужности и значимости. Ведь ему доверяют, как взрослому. Во-вторых, ребенок приобретает массу новых навыков, учится самостоятельности и ответственности. А посильная работа отыщется даже для самых юных помощников. Если вам нужно почистить отварные яйца или картошку в мундире, смело доверьте эту работу крохе. Конечно, потом придется все переделывать, но подобная незамысловатая операция фантастически полезна для детских пальчиков. Предложите чаду посыпать салат тертым сыром, а бутерброды к завтраку украсить кусочками овощей и веточками зелени. Именно на кухне так просто освоить азы арифметики, если мама будет почаще просить: «Принеси мне, пожалуйста, три морковки и две луковицы. Давай посчитаем, сколько картофелин я почистила. А сколько яблок лежит в этой вазе?» Каждый раз, накрывая на стол, пересчитывайте всех членов семьи: «Папа — один, мама — два, Маша — три». Сколько тарелочек нам нужно поставить? А сколько вилок и ложек положить? Чтобы испечь этот торт, мы должны взять пять яиц, давай их посчитаем…»Все вышеперечисленное — лишь малая часть того, чем можно занять малыша на кухне. Добавьте к этому игры с водой, отгадывание фруктов на вкус, а специй и душистых трав — по запаху и много-много других полезных игр, которые вы, наверняка, сможете придумать вместе с малышом. А вместе и любые дела делать веселее.

Хорошего вам настроения и интересных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра с крупами и вермишелью

Игра называется "Накорми петушка" для детей с 1,5 лет...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Игры с крупами.

Для развития мелкой моторики ребенка в 2 года можно задействовать резервы… вашей кухни!...

Развивающие игры "Мы играем с крупой". Автор: Протасова Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад№ 5 "Радуга г. Жердевка

Этот материал предназначен как для воспитателей ДОУ так и для родителей.В играх с крупами у детей развивается мелкая моторика рук,такильные ощущения,фантазия, усидчивость, способность к творчеству....

Игры с крупами для развития моторики рук

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить....

Игры с крупой развивают малыша.

     «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга» И.И.Павлов....

Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...