Доклад на тему: « Родители-мои помощники» «Работа с родителями в условия ФГОС ДО».
учебно-методическое пособие (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №15 г.Кропоткин
Выступление на районном методическом объединении
Доклад на тему:
« Родители-мои помощники»
«Работа с родителями в условия ФГОС ДО».
Подготовила : воспитатель В.А.Крылова
2024г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться : меня зовут Виктория Александровна Крылова .Работаю я в МБДОУ д/с-к/в №15 г.Кропоткин. Стаж работы с детьми 15 лет. Я бы хотела с вами поделиться своим опытом работы с родителями в условиях ФГОС ДО.
Хотелось бы начать выступление с таких слов:
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Изучая ФГОС, слушая выступления на педагогических советах, семинарах, обучаясь на курсах повышения квалификации, я всё больше убеждаюсь, насколько важно внедрение ФГОС ДО. Но какой бы не был образованный и талантливый воспитатель, без наших помощников - родителей, нам не справиться. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем.
Я столкнулась с различными взглядами родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Я считаю, что главное в работе завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в возможности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. От этого будет зависеть результат всей воспитательной работы.
На мой взгляд взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
Так мною организуется 3 этапа:
Первый этап - “Давайте познакомимся! ” На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – “Давайте подружимся! ” На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: “круглые столы”, игровые семинары, мастер классы,участие в различных мероприятиях.
Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, открытые занятия)
Для успешного сотрудничества с родителями я придерживаюсь таким принципам взаимодействия как :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Качество.
Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
В работе с родителями я использую такие формы работы:
I. Познавательное направление.
Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
-групповые собрания
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, конкурсы поделок, изготовленные вместе с родителями ( «Лучшая новогодняя игрушка», «Осенние дары», выставка «Этот день Победы», «Яблочный спас», «ПДД»… фото.).Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов ( «Наше лето», « Рисуем на асфальте», «Кто быстрее?»)
- совместное создание предметно-развивающей среды («Центр природы и экспериментальной деятельности», сюжетно – ролевые игры «ПДД», «Больница, «Музыкальный уголок», « Маленький повар»).
телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей)
- утренние приветствия;
- почта доверия;
- семейные проекты.
II. Информационно-аналитическое направление.
Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению проводится:
- анкетирование «Хорошо ли ребёнку в детском саду», «Знаете ли вы своего ребёнка?».
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно -педагогической работы с родителями .
III. Наглядно-информационное направление.
Направлено чтобы донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Оформление родительского уголка. Материал для ознакомления постоянно меняется.
Помещаем на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания, нормативные документы, объявления, продуктивная деятельность детей: рисунки, поделки, папки - передвижки.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления , продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Данное направление включает:
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки: «Лучший летний день», «Этот день Победы» и т.д.
- выпуск газет: «8 Марта – женский день» т.д,(фото)
IV. Досуговое направление:
Цель этого направления : установить теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники и совместные мероприятия необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей.
Во все развлечения для детей стараемся привлекать родителей. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников.
Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья».(Фото)
Рисуем вместе.(Фото рисунки на асфальте)
Совместный показ театра (Фото)
Праздник мыльных пузырей(Фото)
В этом году я предложила родителям создать «Книгу полезных рецептов группы «Одуванчик». Этой идеей поделилась из своего опыта Вера Анатольевна, за что ей большое спасибо. Родителям очень понравилась эта затея и они с удовольствием начали присылать свои рецепты. А главное родители вместе с детьми готовили эти блюда, объясняли, какие продукты приносят пользу нашему организму, присылали фото.
Книга рецептов .(Демонстрация книги)Дегустация.
После создания этой книги родители предложили создать ещё две. Одна из них : «Наша группа», где будут публиковаться интересные моменты из жизни детей и родителей в детском саду. А вторая : «Наши весёлые выходные» ,которую мы уже начали вести. В ней размещены фото и описание интересных и познавательных мест, куда можно съездить или сходить всей семьёй.
Также хочу рассказать о совместном мастер классе по изготовлению развивающих игр из доступных материалов .Родителям на таких мк интересно, они узнают и учатся из доступных материалов делать вместе со своими детьми игры. Стали сами предлагать свои игры, от которых мы не отказываемся и принимаем. Ведь как здорово ,когда мы играем в ту или иную игру, а ребёнок говорит : «Это мы с мамой сделали!»
Совместное изготовление развивающих игр(фото игр из подручных средств)
Наши родители активно участвуют : в изготовлении поделок, в конкурсах(где занимают призовые места, фото диплома),в совместных показах театра (фото),в мк, в праздниках на свежем воздухе (подвижные игры, рисунки на асфальте) С интересом участвуют в сюжетно-ролевых играх.(фото)
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях , развлечениях, спортивных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".
Актуальность :Одной из задач определённых федеральным государственным образовательным стандартомдошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:... объединения обучения и воспит...
Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС».
Доклад...
Доклад на тему: «Планирование воспитательно - образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает разл...
Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Цель каждого воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапо...
Доклад по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада № 346 в условиях ФГОС ДОУ».
laquo;Взаимодействие семьи и детского сада ."...
Доклад на тему: «Обновление предметно- пространственной среды детского сада в условиях ФГОС»
Доклад на тему: «Обновление предметно- пространственной среды детского сада в условиях ФГОС» Составила: воспитатель Сарычева Н.Н.Вопрос организации предметно- пространственной развивающей ...