Доклад на тему: « Родители-мои помощники» «Работа с родителями в условия ФГОС ДО».
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Крылова Виктория Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №15 г.Кропоткин

 

 

 

 

Выступление на районном методическом объединении

                      

                      Доклад на тему:

                 « Родители-мои помощники»
                        «Работа с родителями в условия ФГОС ДО».
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Подготовила : воспитатель  В.А.Крылова

                                               2024г.

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться : меня зовут Виктория Александровна Крылова .Работаю я в МБДОУ д/с-к/в №15 г.Кропоткин. Стаж работы с детьми 15 лет. Я бы хотела с вами поделиться своим опытом работы с родителями в условиях ФГОС ДО.
Хотелось бы начать выступление с таких слов:
 

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Изучая ФГОС, слушая выступления на педагогических советах, семинарах, обучаясь на курсах повышения квалификации, я всё больше убеждаюсь, насколько важно  внедрение ФГОС ДО. Но какой бы не был  образованный и талантливый воспитатель, без наших помощников  -  родителей, нам не справиться. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем.

 Я столкнулась с различными взглядами родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

 

Я считаю, что главное в работе завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в возможности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. От этого будет зависеть результат всей воспитательной работы.

На мой взгляд взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

Так  мною организуется 3 этапа:

Первый этап - “Давайте познакомимся! ” На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап – “Давайте подружимся! ” На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: “круглые столы”, игровые семинары, мастер классы,участие в различных мероприятиях.

Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, открытые занятия)

Для успешного сотрудничества с родителями я придерживаюсь таким  принципам взаимодействия как :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Качество.

Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: 

родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

В работе с родителями я использую такие формы работы:

 I. Познавательное направление.

  Направлено на  ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических  навыков воспитания детей.

 

Это направление включает:

-групповые собрания

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, конкурсы поделок, изготовленные  вместе с  родителями ( «Лучшая новогодняя игрушка», «Осенние дары», выставка «Этот день Победы», «Яблочный спас», «ПДД»… фото.).Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов ( «Наше лето», « Рисуем на асфальте», «Кто быстрее?»)

- совместное создание предметно-развивающей среды («Центр природы и экспериментальной деятельности», сюжетно – ролевые игры «ПДД», «Больница, «Музыкальный уголок», « Маленький повар»).

 телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей)

- утренние приветствия;

- почта доверия;

- семейные проекты.

 

II. Информационно-аналитическое направление.

Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению  проводится:

 

- анкетирование «Хорошо ли ребёнку в детском саду», «Знаете ли вы своего ребёнка?».

- тестирование.

  Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно -педагогической работы с родителями .

 

III. Наглядно-информационное направление.

Направлено чтобы донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 

Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была  уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Оформление родительского уголка. Материал для ознакомления постоянно меняется.  

 Помещаем  на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания, нормативные    документы, объявления, продуктивная деятельность детей: рисунки, поделки, папки - передвижки.

   Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления , продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для  работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

 

Данное направление включает:

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки: «Лучший летний день», «Этот день Победы» и т.д.

- выпуск газет: «8 Марта – женский день» т.д,(фото)   

 

 

IV. Досуговое направление:

Цель этого направления :  установить теплые доверительные  отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

  Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во  взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники и совместные мероприятия необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей.

Во все развлечения для детей стараемся привлекать родителей. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников.

Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья».(Фото)

Рисуем вместе.(Фото рисунки на асфальте)

Совместный показ театра (Фото)

Праздник мыльных пузырей(Фото)

 

В этом году я предложила родителям создать «Книгу полезных рецептов группы «Одуванчик». Этой идеей поделилась из своего опыта Вера Анатольевна, за что ей большое спасибо. Родителям очень понравилась эта затея и они с удовольствием начали присылать свои рецепты. А главное родители вместе с детьми готовили эти блюда, объясняли, какие продукты приносят пользу нашему организму, присылали фото.

 Книга рецептов .(Демонстрация книги)Дегустация.

После создания этой книги родители предложили создать ещё две. Одна из них : «Наша группа», где будут публиковаться интересные моменты из жизни детей и родителей в детском саду. А вторая : «Наши весёлые выходные» ,которую мы уже начали вести. В ней размещены фото и описание интересных и познавательных мест, куда можно съездить или сходить всей семьёй.

 

Также хочу рассказать о совместном мастер классе по изготовлению развивающих игр из доступных материалов .Родителям на таких мк интересно, они узнают и учатся из доступных материалов делать вместе со своими детьми игры. Стали сами предлагать свои игры, от которых мы не отказываемся и принимаем. Ведь как здорово ,когда  мы играем в ту или иную игру, а ребёнок говорит : «Это мы с мамой сделали!»

Совместное изготовление развивающих игр(фото игр из подручных средств)

 

Наши родители активно участвуют : в изготовлении поделок, в конкурсах(где занимают призовые места, фото диплома),в совместных показах театра (фото),в мк, в праздниках на свежем воздухе (подвижные игры, рисунки на асфальте) С интересом участвуют в сюжетно-ролевых играх.(фото)

 Встречи с родителями на праздничных мероприятиях , развлечениях, спортивных мероприятиях всегда мобилизуют, делают  наши будни ярче, от  этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что  наши  дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".

Актуальность :Одной из задач определённых федеральным  государственным образовательным стандартомдошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:... объединения обучения и воспит...

Доклад на тему: «Планирование воспитательно - образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает разл...

Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Цель каждого воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапо...

Доклад на тему: «Обновление предметно- пространственной среды детского сада в условиях ФГОС»

Доклад на тему: «Обновление предметно- пространственной среды детского сада в условиях ФГОС» Составила: воспитатель Сарычева Н.Н.Вопрос организации предметно- пространственной развивающей ...