ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа)
Знакомство с природой расширяет кругозор ребенка об окружающем мире и способствует развитию его личности, эмоциональной, нравственной и эстетической сферы, стимулирует трудовую и физическую активность.
Процесс восприятия природных явлений затрагивает всю личность в целом, включает ее активное взаимодействие и развивает стороны личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_l.f._statya_v_sbornik.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Орлова Лилия Федоровна,
воспитатель МБДОУ города Абакана детский сад «Тополек»
Знакомство с природой расширяет кругозор ребенка об окружающем мире и способствует развитию его личности, эмоциональной, нравственной и эстетической сферы, стимулирует трудовую и физическую активность.
Процесс восприятия природных явлений затрагивает всю личность в целом, включает ее активное взаимодействие и развивает стороны личности ребенка.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети усваивают целую систему понятий, которые постепенно обогащаются новым опытом и представлениями, в комплексе дают многостороннюю картину природы. В систему входят следующие понятия:
- Животные (птицы, рыбы, млекопитающие, хладнокровные: черви, змеи, ящерицы, лягушки, насекомые);
- Растения (домашние, садовые, лесные, огородные, луговые травы, северные, южные, подводные);
- Погода (солнечная, пасмурная, снег, дождь, гроза, ураган, буря, шторм, ледоход, туман, гололед, метель);
- Рельеф (лес, река, горы, поле, луг, полянка, болото, озеро, пруд, опушка, море, океан, холм, овраг);
- Минералы (песок, глина, почва, камни);
- Времена года и признаки их сопровождающие в растительном и животном мире, в погоде и картинах природы.
Класс воспринимаемых явлений очень обширный и разнообразный, поэтому при восприятии надо опираться на навыки, полученные при восприятии других явлений. При восприятии природы особое значение имеет познавательная сфера ребенка, которая активно начинает развиваться, опираясь на мышление и речь.
Какую же деятельность следует осваивать ребенку для восприятия природы?
- Прогулки и игры в разное время года и в разную погоду;
- Экскурсии в разное время года для целенаправленных наблюдений;
- Сбор гербариев и коллекций, их оформление;
- Уход за растениями и животными;
- Сбор букетов, срезы веток, сбор природного материала для ручных поделок;
- Наблюдение за природой в разных видах деятельности;
- Беседы о увиденном;
- Настольные игры и викторины;
- Просмотр фильмов и иллюстраций;
- Творческая деятельность (пение, чтение стихов о природе, музыка и инсценировки, рисование, лепка)
Примерный перечень дидактических игр для детей 3 – 7 лет
Подготовка к прогулке:
- Определить маршрут и задачу (что там увидим, куда пойдем).
- Подготовить игры для отдыха, обсуждая с ребенком.
- Подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес; дорога в парк:
- Обратить внимание ребенка на погоду, описать (небо, свет, настроение).
- Наблюдать за изменениями местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лес:
- На опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса, какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность, температуру.
- В лесу показать изменение настроения, обстановки, запахов, послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных пеньков, деревьев, растений. Наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их. Сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и потические образы в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
- Найти красивую полянку и организовать место для отдыха.
- Рассмотреть полянку, изменения в природе, жизни растений.
- Организовать сбор коллекций.
- Организовать игры.
Путь из леса:
- Для возвращения из леса выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться и наблюдать за водными растениями, берегами, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
Таким образом, перечисленные виды активной деятельности способствуют всестороннему восприятию явлений, то влияет на формирование целостного динамичного образа природы и вооружает приемами ее восприятия.
Список литературы:
- Грехова Л.В. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2000, 135 с.
- Николаева С. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в ДОУ. – М., 1994, 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...
«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба
«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба для детей и родителей подготовительной к школе группы...
Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...
Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста
«Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»Фомина В. И., воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...
Консультация для воспитателей на тему: «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»
Сегодня проблема эстетического воспитания стоит как нельзя более остро. Следует обратить внимание на красоту действительности. Насладиться этими мгновениями. Порадоваться ими, разделить свою радость с...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...