Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа)

Поляничко Евгения Александровна

Родительское собрание в младшей группе

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

План:

  1. Игра - главный вид деятельности ребенка.
  2. Сенсорное развитие. Что это такое?
  3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
  4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
  5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

  1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

  1. Младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно        познакомимся        с содержанием и

приемами сенсорного развития детей младшего возраста:

Зрения -цвета, формы, размера.

Осязание -вес, фактура, температура

Обоняния- запахи,

слух - речь, звуки

вкус

Сенсорное воспитание        означает        целенаправленное

совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
  1. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.

Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

  1. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.

Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Чудесный мешочек,

Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

  • Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  • Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

  • Сравни предметы по высоте,
  • Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие - дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • Какого цвета не стало,
  • Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)

Поиграем в Дидактическое упражнение

«Угадай, где позвонили».

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

Игры на развитие тактильных ощущений.

Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.

Предлагается найти пару каждому типу поверхности;

Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);

Предлагается сгруппировать карточки        в        соответствии        с

цветом (текстурой).

Игры на развитие зрительного восприятия.

Дидактическая игра «Собери бусы».

Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.

(Высказывания родителей)

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни.

  • Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
  • Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
  • Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
  • Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес...
  • Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
  • Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

  1. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.

Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки - ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_cherez_didakticheskie_igry.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

План:

  1. Игра - главный вид деятельности ребенка.
  2. Сенсорное развитие. Что это такое?
  3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
  4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
  5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

  1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

  1. Младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно        познакомимся        с содержанием и

приемами сенсорного развития детей младшего возраста:

Зрения -цвета, формы, размера.

Осязание -вес, фактура, температура

Обоняния- запахи,

слух - речь, звуки

вкус

Сенсорное воспитание        означает        целенаправленное

совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
  1. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.

Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

  1. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.

Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

Чудесный мешочек,

Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

  • Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  • Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

  • Сравни предметы по высоте,
  • Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
  • Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
  • В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
  • Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие - дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • Какого цвета не стало,
  • Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
  • Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
  • Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
  • Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)

Поиграем в Дидактическое упражнение

«Угадай, где позвонили».

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

Игры на развитие тактильных ощущений.

Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.

Предлагается найти пару каждому типу поверхности;

Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);

Предлагается сгруппировать карточки        в        соответствии        с

цветом (текстурой).

Игры на развитие зрительного восприятия.

Дидактическая игра «Собери бусы».

Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.

(Высказывания родителей)

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни.

  • Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
  • Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
  • Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
  • Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес...
  • Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
  • Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

  1. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.

Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки - ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...

Перспективный план работы с детьми 1 мл.группы"Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2019-2020 уч.год"

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Це...

Родительское собрание в первой младшей группе мастер-класс " Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних усло...

Родительское собрание в первой младшей группе мастер-класс " Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних усло...

Родительское собрание в группе младшего возраста на тему «Сенсорное развитие детей через дидактические игры

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пре...