Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и
ответственный период для психического развития ребенка. В это время
закладываются основы всех психических свойств и качеств личности,
познавательных процессов и видов деятельности.
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это
превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое
происходит по определенным законам.
Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая
деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства
предметов и т.д.
Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном
возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее
развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются
инструментами ее достижения.
Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка.
Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных
движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его
действия реальными.
Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех
психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и
памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается
воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или
играя с товарищем в различные игры.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка,
занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки,
основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей,
показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться
возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача
взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном
использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на
психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку
для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка - это не
просто забава?
Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий.
Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к
разным видам деятельности.
В раннем возрасте совершенствуются технические формы действий с
предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на
ботинках и т.д. Однако это усваивается успешнее, если включается в
игровую деятельность, например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки
кукле, построить домик матрешке и т.д. Ребенок не может сразу включиться
в труд в силу его значительной сложности, поэтому он "врастает" в мир
взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. 19
Игровая деятельность направлена на воспроизводство детьми действий
взрослых, их отношений; на отражение окружающей действительности.
Мотивом в игровой деятельности является желание быть взрослым, получать
удовольствие от игры, всплеск эмоций. Игровыми действиями называются
воображаемые действия с предметами - заместителями и понарошку. Целью
игровой деятельности является сам процесс игры.
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на
общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Она становится ведущей в психическом развитии ребенка. В игровой
ситуации развивается его воображение, формируется новый уровень
обобщений и абстракции, создаются условия для запоминания и
припоминания, активное развивается его речь, возникают более сложные
мотивы его поведения, чувства, создаются благоприятные условия для
развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как
личностной, так и познавательной сферы его психической жизни.
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой
культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Педагогическое значение
игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра,
отражает свою историю.
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей
деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум,
физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно
длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что
игрушки появились одновременно с появлением человека.
В современном российском обществе распространились игрушки,
представляющие угрозу для детей (некро-скелетоны, маски вампира и
мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор
«Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным
технологиям. С их помощью дети приобщаются к демоническим образам,
отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы
игрушек не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не
противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы в
игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче
отрицательного опыта в развлекательной форме.
В глубокой древности возник такой известный нам вид игрушки, как
кукла. Она издавна была традиционной игрушкой в русских семьях. Причем
играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет,
а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы
изготавливали мамы и бабушки, затем дети их делали сами. В русской
религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала
одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как
счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки
использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых
духов.
Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные
русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица.
Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла
древнейших верований, когда Великую богиню, стоящую за гранью добра и
зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при
использовании ее изображения. Практически все дошедшие до нас
древнейшие изображения (Богини Матери – «неолитической Венеры») не
имеют лица.
Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С
изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь,
с конем соотносили солнечных богов. Отметим, что двойного конька можно
часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение –
своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.
Погремушки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной
цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-
защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с
принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в
определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч,
изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить
ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим,
что в русской традиционной игрушке не встречается изображений
отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут
принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами
изображений.
Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за
ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика
вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо
известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований,
что человек различным образом психически реагирует на различные
геометрические фигуры, цвета, формы и их сочетания. Иными словами, давая
ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли
заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному
состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам.
Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета
(в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям
психологическую травму.
Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он
традиционно связывается с небесной символикой, благостью и
спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для
внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная
необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются
конструктивно играть. Это беспокоит специалистов – психологов и педагогов
во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы
перестали прыгать, а бабочки летать? Изменилось и само качество, сама суть
детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной,
индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь
передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому, которая
не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой
культуры.
Проведенные недавно психологические исследования в детских садах
показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4–6 лет
вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры,
четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры,
куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей
называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры
(самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь
некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с
образом идеального взрослого.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более
ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30–40 лет назад.
Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе,
цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши,
разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых
невообразимых цветов, форм, назначений,
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный
ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея
обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию
вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность
современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня
детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению
ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки
способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка
полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить
добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с
игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя,
трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по
отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка
закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это
происходит с антигероем.
А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея
различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок
приходит, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению
психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путях стереотипов и
навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции
Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс
неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами,
якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать
ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют
сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным
растлением.
Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные
на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не
должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры
(людям и животным);
наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и
насилием;
возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за компетенцию детского возраста.
провоцировать ребенка на пренебрежительное отношение к расовым
особенностям или физическим недостаткам других людей.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во
всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в
соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны
способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные
потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным
играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному,
нравственному и эстетическому воспитанию детей. не говоря об экране
телевизора, о мониторе компьютера – с их буйством красок,
неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети
живем в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа
разнообразными и … недолговечными предметами: одноразовая посуда,
белье, упаковка и пр. А игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых
(!) детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так,
конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание
картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется
восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и
представления о добре и зле.
Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного
решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его
развитии. Чтобы сориентировать взрослых в необъятной стихии рынка
игрушек, мы решили рассказать о наиболее ценных из них и полезных.
Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит
от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие
«животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не
предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров
вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и
технические качества. Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются
на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а
колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок не может осуществлять с
этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды
имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется, что
чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так,
казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и
паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской
активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает,
что делать – возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем
полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено –
перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и
никого не посадишь), телефонная трубка все время падает, а слон не в
полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом
плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных
и понятных по своему назначению и по способу действия предмета.
По мнению ряда исследователей у каждого ребенка должна быть
любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные
тайны и вместе с ней преодолевать некоторые препятствия, например, –
страх одиночества, когда родители уходят; страх темноты, когда
выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-
подружкой. Даже если ребенок иногда злится, наказывает или ломает
игрушку, забрасывая ее в дальний угол, он обязательно вспоминает о ней в
минуты детского горя. Иначе говоря, развитие богатого эмоционального
мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек
Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет
собой абсолютную стихию, а, соответственно, и выбор их становится
чрезвычайно затрудненным и хаотичным. Причем, чаще всего выбор
игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие
родственники, педагоги), не всегда учитывая его возраст и потребности, а
опираясь преимущественно на собственный вкус. Зачастую, культурный,
развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» взрослые
либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации,
в которой производитель сообщает разную, кроме той, которая
действительно важна и необходима, информацию. Кроме того, значительная
часть современной игрушечной продукции характеризуется низким
качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное
влияние на развитие и психическое здоровье детей.
Для выяснения влияния современной игрушки на детей было
проведено исследование, в котором приняли участие 120 испытуемых обоего
пола 5–6 летнего возраста. В качестве стимульного материала для
организации эксперимента использовалось два комплекта игрушек,
формируемых и по признаку половой принадлежности, и учитывающие
единство предпочтений у детей разного пола. В комплект игрушек для
мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, обезьянка, Бэтмэн. В
комплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла,
кукла Барби, пупс (классический).
Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выборе
игрушки у девочек игрушек занимает кукла «Барби»; второе место – мягкая
игрушка «Обезьянка». У мальчиков самые высокие показатели обнаружены
по игрушке «Бэтмэн»; второе место по частоте встречаемости выбора – у
игрушки «машина»; третье место – игрушка «пистолет». В целом можно
отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы,
классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им
принадлежит наименьшее количество выборов.
Негативная динамика в эмоциональном состоянии обнаружена и у
мальчиков, и у девочек при выборе таких игрушек как кукла «Барби»,
«Бэтмэн» и «машина».
Негативная динамика в эмоциональном состоянии детей после игры с
куклой Барби, вероятно обусловлена заданной в ее символическом коде
самодостаточностью, которая блокирует способность ребенка к
самораскрытию и творчеству. Очевидно, типизация, заданная
механистичность действий с куклой Барби (когда ребенок не автор игры, а
раб, невольник куклы, беспрекословно обслуживающий ее и подчиняющийся
заданному алгоритму действий, сводящихся к одеванию-раздеванию
и использованию прилагаемой к ней атрибутики) вступает в противоречие с
возрастной спецификой развития ребенка (5 лет – пик творчества и развития
продуктивного воображения), и, тем самым, задает некоторую внутреннюю
напряженность. Причина повышения уровня эмоционального
неблагополучия может заключаться и в специфически агрессивной реакции
девочек на куклу Барби, как на символ достатка, недоступный многим
современным детям. У незначительной части девочек была положительная
динамика, которая может быть вызвана возможностью освоения такой
важной части роли, как роль красавицы.
Преобладание изменений негативного характера в эмоциональном
состоянии детей после взаимодействия с игрушкой «пистолет», скорее всего,
обусловлено возможностью в относительно безопасной ситуации
отреагировать естественную детскую агрессию. Многие специалисты
считают, что игрушки-оружие во все времена позволяли мальчикам
осваивать мужские стратегии поведения. Однако, хотя агрессивность – это
часть нашей жизни, мужественность не должна сводиться исключительно к
агрессивности.
Так, И. Мотяшов пишет: «Разумеется, игрушечное ружье физически
безопасно. Но и оно может стать смертельным оружием для образов
человеческой фантазии, наполняющих и формирующих детское сознание.
Ведь, играя с игрушечным ружьем, ребенок в воображении репетирует и
переживает акты уничтожения, насилия, разрушения. Эти переживания легко
могут войти в привычку, вытеснить образы и навыки творческого,
позитивного содержания. Нельзя забывать о том, что между действиями,
какие малыш «проигрывает» в своих чувствах и мыслях, и поступками
взрослого, который из него вырастет, – прямая связь. Детские копии
взрослого оружия – не лучшая игрушка». Однако, существует и
противоположное мнение: оружие, даже если оно игрушечное, может
выступать и средством нападения, и средством защиты. Дело не в самой
игрушке, а в том, что ребенок с ней делает. И ребенок это «что-то» делает –
доброе или злое – в значительной степени опираясь на родителя, на
усвоенную в семье систему ценностей и отношений, которые взрослый
выстраивает с ребенком.
Преобладание позитивной динамики в эмоциональном состоянии детей
при взаимодействии с классической куклой и мячом не противоречит
психологическому смыслу истинной игрушки. Так, мяч считается самой
удачной игрушкой для детей всех народов и возрастов, а кукла – прообразом
человеческой ипостаси
В целом исследование показало, что многие современные игрушки
актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере.
Итак, мы увидели, хорошая игрушка оказывает огромное влияние на
развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок
познает свойства предмета, мыслит. При игре активизируются все
познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже
простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием
ребенка. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и
вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию,
сопереживанию, сорадости. В связи с этим, необходимо внимательно и
осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки наших детей,
какой психологический, культурный смысл они несут детской психике.