" Учимся рассказывать"
консультация

Колоденко Юлия Михайловна
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchimsya_rasskazyvat.pptx305.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учимся рассказывать» Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь имеет две формы: · диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) · монологическую (речь одного человека). Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения. Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Слайд 2

Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе. Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советуем помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует. Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Почему так много уделяется внимание пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В подготовительной группе он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение. «Учимся рассказывать»

Слайд 3

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами: · в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» · сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» · предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности · предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев · написать письмо своему любимому герою или автору сказки · сочинить разговор сказочных персонажей по телефону · придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед · рассказать историю от лица любимого героя или предмета · описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека) · очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества. «Учимся рассказывать»

Слайд 4

Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения. "Похожие слова" Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость – печаль, и т.д. "Назови ласково" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. И т.д. "Зоопарк" (развитие связной речи). Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. "Скажи наоборот" Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. Консультацию подготовили: воспитатели старшей группы Колоденко Ю.М. Смыслова Н.Д. «Учимся рассказывать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ

Развитие связной монологической речи...

"Учимся рассказывать"

Представлена консультация для педагогов о некоторых приемах рассказывания с использованием мнемотехники....

Учимся рассказывать

консультация для родителей...

Учимся рассказывать.

Консультация для родителей...

Учимся рассказывать

Обучение рассказыванию влияетна все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе....

Заседание клуба с родителями "Учимся рассказывать играя"

Заседание клуба с родителями "Учимся рассказывать играя"...