"Мир особенных детей"
консультация

ХАРЛАМОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

Я   педагог – психолог - Харламова Екатерина Михайловна из своего   педагогического опыта работы с обучающимися ОВЗ. Хочу вам рассказать, 

когда-то давно мне на глаза попались эти стихи, в них как нельзя лучше описан ребенок с ограниченными возможностями здоровья, замкнутый мир ребенка.

 

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка - допускает лишь своих

Мир особого ребенка интересен и пуглив

Мир особого ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребенка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка - допускает лишь своих!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_osobennyh_detey.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мир «особенных» детей

Я   педагог – психолог - Харламова Екатерина Михайловна из своего   педагогического опыта работы с обучающимися ОВЗ. Хочу вам рассказать,  

когда-то давно мне на глаза попались эти стихи, в них как нельзя лучше описан ребенок с ограниченными возможностями здоровья, замкнутый мир ребенка.

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка - допускает лишь своих

Мир особого ребенка интересен и пуглив

Мир особого ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребенка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка - допускает лишь своих!

Физические, умственные и возрастные особенности особенных детей разительно отличаются друг от друга, в объединении занимаются обучающиеся с разными недугами:

С умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и других нарушений.

Обычно у таких детей нет наработок жизненных навыков, им трудно адаптироваться в жизни, поэтому цель моей работы заключается не только в знакомстве с различными видами декоративно-прикладного искусства, но и научить детей работать с различными материалами, научить различным видам и техникам декоративного творчества. С первых дней занятий стараюсь пробудить интерес и радость к жизни, фантазию, разбудить чувства прекрасного, выработать умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках.

Опыт работы складывается из множества фактов:

поиска новых форм, методов обучения,

с положительного эмоционального настроя,

с создания условий и атмосферы внимания, доверия, понимания,

с диалогового и доброжелательного общения с обучающимся,

предоставления самостоятельности и инициативы в работе,

определение индивидуального темпа в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

 В каждом занятии заложен практико-ориентированный и воспитательный характер, постепенно расширяются возможности приобретения   практического опыта, формируются новые жизненные умения и навыки.

Часто у детей помимо   увлечениями творческой деятельностью, начинали проявляться иные скрытые доселе качества, дети начинали успешно рисовать, менялась их мимика и жесты, совершенствовались чтецкие способности. И еще хочется отметить улучшение памяти, пространственно-логического мышления, настроения, воображения, внимания, сострадания, восприятия окружающего мира, коммуникативности, развивается эстетический вкус, дети приобщаются к социальным нормам.

В процессе занятий так же формируются навыки работы и с инструментами, расширяется кругозор, возникает потребность к самопознанию, развитию интереса, саморазвитию, общению, увеличивается словарный запас, снижается стрессовый фон.

Моя главная задача как педагога – психолога - попытаться заинтересовать каждого ребенка, открыть его творческий потенциал, помочь адаптироваться в обществе, искоренить все страхи, повысить самооценку, раскрыть себя как личность через занятия разными видами деятельности.

Вся работа с такими обучающимися опирается на соблюдение определенных психолого-педагогических условий:

необходимо учитывать имеющийся социальный опыт ребенка,

принятие ребенка как безусловную личность,

делать опору на зону актуального развития,

ориентация на паритетные отношения,

учет индивидуальных потребностей, возможностей, интересов обучающегося,

создание условий и обеспечение ситуации успеха у особенного ребенка.

На занятии, в совместном творческом процессе, ребенок обязательно должен чувствовать сильную поддержку со стороны педагога. Для каждого обучающегося нужно подобрать справедливую похвалу за выполненную работу, поощрение словам должно быть всегда на первом месте для «особенных» детей.

По окончанию занятия необходимо зафиксировать внимание обучающегося на достигнутом результате, научить найти недостатки, творческие находки, оценить свой труд. Тем не менее похвала предварять и завершать оценку.

Например: Светлана, ты просто молодчина сегодня! Верочка, как ты сумела меня порадовать и показать свои «задумки». Игорек, какую прекрасную работу ты смог выполнить, мы ее обязательно отправим на городской конкурс.

Я считаю, что доброе слово поддержки применимо и в качестве аванса, ребенок обязательно в следующий раз постарается многократно оправдать доверие педагога.

Еще хотелось бы обратить в работе на такой штрих. Педагог не должен относиться и показывать детям, что они чем-то отличаются от других детей, помочь сформировать отношения «особенных» детей с миром здоровых людей. Позиция ребенка«ты мне должен помогать, потому что я инвалид» не подходит для долговременных отношений между педагогом и обучающимся. Если ребенок не изменит своего иждивенческого отношения к тем, кто ему помогает, не научится быть благодарным, то не педагогический процесс зайдет в конфликтный тупик, а ребенок будет в дальнейшем обречен на социальное одиночество.

Самое главное - помочь «особенным» детям в преодолении трудностей, научить строить планы, ставить задачи и покорять новые высоты, уметь быть решительными, твердыми, аргументированно высказывать свои мысли, проявлять свою индивидуальность и получать удовлетворение от своего увлечения, работы.

На занятиях использую следующие педагогические технологии;

Здоровьесберегающие: физкультминутки, гимнастики дыхательная гимнастика А. Стрельниковой), пальчиковые и кистевые разминки и т.д.

Игры: застольные, словесные, сюжетные, деловые, ролевые и т.д.

Арт – терапия «Песочная страна», Рисование красками Эбру, Сенсорные камешки, Использование ИКТ: развивает творчество, познавательную активность.

Это помогало достичь оптимальных результатов в обучении воспитании и результативности «особенных» детей. За 7 лет работы с   детьми дошкольного возраста я поняла, что в них скрыто столько нераскрытых   талантов и потенциальных возможностей, что, когда они выпускаются в школу, я радуюсь их успехам и победам и   я даю им искренние наставления, раскрывать свои таланты и в дальнейшем.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...