Буклет для родителей Рекомендации для родителей будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Паршова Ольга Владимировна
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: 
Наша речь состоит из предложений. 
Предложение - это законченная мысль. 
Предложения состоят из слов. 
Слова состоят из звуков. 
Звук - это то, что мы слышим и произносим. 
Буква - это то, что мы видим и пишем. 
Звук на письме обозначается буквой. 
Звуки бывают гласные и согласные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_12_i_4gr.docx393.36 КБ

Предварительный просмотр:

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: 

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные. 

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горлышко.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. 

1.Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.

2.Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

3.Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите  любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Почему?

1. Сюжет их состоит из похожих эпизодов.

2. В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.

3. Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.

4. По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

4.Увеличивайте словарный запас ребенка. Игра в слова  (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в автобусе или нежеланную прогулку. Играя с ребенком  в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье  (это не лучший, но все  же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий». Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.   Иногда в речи 6-7-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть -  намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5.Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

6.Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

7.Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Просите ребенка печатать разные слова и предложения (в зависимости от уровня чтения), но не учите его писать письменные буквы. Этому научит учитель.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД И ДОМОЙ

  • Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
  • Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
  • Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья. 
  • Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник?... если оставить включенной воду? Выслушайте ответы. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
  • Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди.
  • Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
  • Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Миша, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д. 
  • Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
  • Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз.
  • Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка.
  • Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое.
  • Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
  • Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
  • Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик?

Потом меняемся местами.

МБДОУ "Детский сад г. Новосокольники"

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Подготовила учитель-логопед

 Паршова Ольга Владимировна

Новосокольники, 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендация для родителей будущих первоклассников

данная рекомендация поможет родителям подготовить ребёнка к школе...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

рекомендации для родителей будущих первокласников...

Буклет для родителей «Чем можно занять будущего первоклассника на отдыхе»

Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в пер­вый класс. Вы взволнованы и обеспокоены, ведь этот день все ближе и ближе.Как сложатся отношения ребенка в новом коллективе? Как встретит...

Буклет "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"

Принято считать, что дошкольников не учат , а развивают. Учебный процесс - основной вид деятельности только школьника. Единого для развития всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, друго...

Буклет для родителей ""Советы для родителей будущих первоклассника "

Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обяз...

Буклет. Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Буклет. Рекомендации для родителей будущих первоклассников....