Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье. «Мы – друзья природы»
консультация

 Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.

«Мы – друзья  природы»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей  работы ДОО. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, культурного и эстетического.

Большое внимание сейчас уделяют  проблеме экологического воспитания. Почему эти проблемы стали актуальны? Причина в деятельности человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Задача ДОО – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, деловые игры, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • Педагог – родитель;
  • Педагог-ребёнок-родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем  предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется  также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое  количество  людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить, что  следует привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Например, при организации родительского собрания на тему: «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение №1).

Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

  • Основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
  • Одна дошкольная организация без помощи семьи ничего не сможет сделать: известно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

Для формирования экологической культуры нужно дать  детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания(живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно,  то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения  в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:

  • Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
  • Насекомые  опыляют растения,  создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл.
  • Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:

Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? ( В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например:

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

  • Дайте оценку этому поступку.
  • Как бы Вы поступили?
  • Что надо делать, когда встречаете птиц?
  • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
  • Надо ли помогать птицам? Как?
  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношение к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.

«Мы – друзья  природы»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей  работы ДОО. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, культурного и эстетического.

Большое внимание сейчас уделяют  проблеме экологического воспитания. Почему эти проблемы стали актуальны? Причина в деятельности человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Задача ДОО – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, деловые игры, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • Педагог – родитель;
  • Педагог-ребёнок-родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем  предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется  также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое  количество  людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить, что  следует привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. 

Например, при организации родительского собрания на тему: «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение №1).

Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

  • Основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
  • Одна дошкольная организация без помощи семьи ничего не сможет сделать: известно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

Для формирования экологической культуры нужно дать  детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания(живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно,  то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения  в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:

  • Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
  • Насекомые  опыляют растения,  создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл.
  • Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:

Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? ( В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например:

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

  • Дайте оценку этому поступку.
  • Как бы Вы поступили?
  • Что надо делать, когда встречаете птиц?
  • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
  • Надо ли помогать птицам? Как?
  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношение к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребёнка.

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка. 

1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.

4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.

6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука –  может быть это последний экземпляр на всей земле.

7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.

12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

13. Не оставляй костёр непотушенным.

14. Не оставляй в лесу (на лугу,

у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

б) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

в) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

г) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

16. Не засоряй водоёмы - может быть, тебе придётся отсюда брать воду для приготовления пищи? А может, ты захочешь искупаться?

Надеемся, что с вашей помощью

ребенок усвоит эти правила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и и...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем р...

"Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников".

" Задача воспитателей- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры" "Что включает в себя понятие "Экологическая культура"-это знания, практические навыки , эстетиче...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье

Задача ДОО -показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье....