Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье
методическая разработка на тему

Алямкина Татьяна Геннадьевна

Задача ДОО -показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

По секрету всему свету хочу поделиться,  как приобщить родителей к воспитанию в детях доброты и любви к природе, ко всему живому в мире.

 Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.

«Мы – друзья  природы»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей  работы ДОО. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, культурного и эстетического.

Большое внимание сейчас уделяют  проблеме экологического воспитания. Почему эти проблемы стали актуальны? Причина в деятельности человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Задача ДОО – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, деловые игры, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • Педагог – родитель;
  • Педагог-ребёнок-родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем  предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется  также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое  количество  людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить, что  следует привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. 

Например, при организации родительского собрания на тему: «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение №1).

Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

  • Основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
  • Одна дошкольная организация без помощи семьи ничего не сможет сделать: известно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

Для формирования экологической культуры нужно дать  детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно,  то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения  в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:

  • Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
  • Насекомые  опыляют растения,  создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл.
  • Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:

Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? ( В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например:

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

  • Дайте оценку этому поступку.
  • Как бы Вы поступили?
  • Что надо делать, когда встречаете птиц?
  • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
  • Надо ли помогать птицам? Как?
  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношение к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребёнка.

        Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Начать можно с прослушивания записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

  1. Имеются ли дома птицы, рыбки, растения?
  2. Как относится ребёнок к ним в семье, на улице?
  3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
  4. Как Вы сами относитесь к животным?
  5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, уход)

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным?

  1. Имеются ли дома объекты природы?
  2. Проявляет ли ребёнок к ним интерес?
  3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
  4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребёнка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
  5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребёнка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

  1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребёнок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату).
  2. Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.

Ещё одна формы работы с родителями – Консультации.  Например, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (приложение№2, №3).  Организовать выставку книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Провести анкетирование родителей на использование художественной литературы в семье «Книга в семье». 

Консультация «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений». Ее можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например:

  • Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).
  • Назови растение и расскажи, какого ухода оно требует?
  • Придумай нежные слова своему растению.

После ухода детей воспитатель родителям:

  • Рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их.
  • Дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома.
  • Советует родителям  придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их.

        Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

        И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если  он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел; если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяются и отношение к человеку.

Приложение №1

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание детей»

ФИО

Возрастная группа

  1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?___________________________________________________________________________________________________________
  2. Знаете ли Вы, что дошкольная организация углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?_________________________________________________
  3.  Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________________________________
  4. Ощущаете ли Вы по ребёнку, что ДОО много внимания уделяется экологическому воспитанию?____________________________________________

В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу и т.д.)______________________________________________

  1. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?______________________________________________________
  2. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОО работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется? (беседовали с ребенком о природе, приобрели животных, сажаете деревья, охраняете природу и т.д. ______________________________________________________________________________________________________________________
  3. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?________________________________________________

8.     Ваши предложения, пожелания

Приложение №2

Анкета для родителей

Использование художественной литературы в семье

«Книга в семье»

ФИО

Возрастная группа

  1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.___________________________________________________________________________________________________________________
  2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.________________________________________________________
  3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям? (Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно и т.д.)_______________________________________________________
  4. Как Вы читаете книги? (по просьбе ребёнка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)  ___________________________________________________________
  5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребёнком? (цель обсуждения: предлагаю просто пересказать; спрашиваю, что нового узнал(а) из книги; обсуждаю поступки героев, их поведение…)_______________________________________________
  6. Как Вы считаете, оказывает ли  влияние книга на поведение и отношение детей к природе?_____________________________________________
  7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых в природе?_______________________________________________

Используете ли Вы ее при общении с ребёнком?______________________________________________

 

Приложение №3

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

  1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе).
  2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь).
  3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах нашего края, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана).
  4. Крылатые доктора. ( Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
  5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
  6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и и...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем р...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье "Мы – друзья природы"

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье "Мы – друзья природы"...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье. «Мы – друзья природы»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье.«Мы – друзья  природы»Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из...