Тренинг-практикум для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Путешествие в далекое плавание «Мы разные, но мы вместе»!
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Шалаганова

«Мы разные, но мы вместе»!

Цель тренинга:  Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей., повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.

Задачи:

1.создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;

2.расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;

3.активизация коммуникаций в семье;

4.повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;

5.формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

 

Предполагаемые результаты; Данный тренинг позволит родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья научиться лучше понимать своего ребенка, установить близкий эмоциональный контакт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг-практикум для родителей,  воспитывающих детей с ОВЗ

«Путешествие в далекое плавание 

«Мы разные, но мы вместе»!

Цель тренинга:  Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей., повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.

Задачи:

1.создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;

2.расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;

3.активизация коммуникаций в семье;

4.повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;

5.формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Предполагаемые результаты; Данный тренинг позволит родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья научиться лучше понимать своего ребенка, установить близкий эмоциональный контакт.

Форма проведения; тренинг-практикум

Описание технологий работы (технология сотрудничества, игротерапия);

Игровая терапия- метод психотерапевтического воздействия на взрослых с использованием игры. Это специальные упражнения и задания на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций.

Технология сотрудничества- это совместно развивающаяся деятельность взрослых, скрепленной взаимопониманием, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности.

Звучит легкая приятная музыка

Воспитатель:

- Добрый день, участники встречи!

Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся.

Наше сердце отрывается для искренних и добрых людей.

Мы с ВАМИ сегодня вместе на тренинге, чтобы обменяться умениями лучше понимать и принимать наших детей  такими, какие они есть!

 Любая встреча, любой разговор,  а также и тренинг начинается с приветствия. Приглашаем вас в середину комнаты.

1)ИГРА-для активации   -  приветствие в кругу:

Воспитатель:

- Предлагаем  вам, уважаемые родители,  обмен приветствиями 

- Встаньте в круг.  По-моему сигналу вы  обмениваетесь разнообразными приветствиями… вежливо, искренне, доброжелательно (н.р. рукопожатие, похлопывание по плечу, носочками, пяточками и.т.д.)

- Вам  все понятно...?

- Начали…под звон бубенца

- Мне приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом.

 -  Мы рады, что мы снова с Вами! 

РАЗМИНКА.

Предлагается возможность лучше узнать друг друга!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА:   «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…»

Воспитатель:  

- кто считает себя счастливым родителем (мамой, отцом)?

- те, у кого голубые глаза;

- те, у кого сын;

- кто любит природу,

- те, у кого в одежде сегодня белый цвет;

- те, у кого дочь,

- те, у кого есть семейные традиции: праздники, совместный отдых;

- те, кто летом с ребенком ходит на речку купаться;

 - кто утром  поцеловал ребенка; и тд.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Приглашаем ВАС в путешествие,  в далекое плавание  ««Мы разные, но мы вместе»!

  1. Воспитатель:

Перед тем, как мы отправимся в плавание, давайте поразмышляем, что означает фраза «Дом – полная чаша». Душа ребенка – это тоже  полная чаша

(на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Подумайте и скажите

-Каким вы хотите видеть своего ребенка?

-Какими чертами характера он должен обладать?

-Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?

(При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)

обрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым… )

 Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А какими должны быть мы - взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

(Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми, терпеливыми… )

И здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы слышали, понимали, принимали, помогали.

Держим курс на «Необитаемый остров»        

Звучит музыка, слышен шум моря

Воспитатель:

Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на корабле.

Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь.

Доброго вам плавания, уважаемые родители!!!

  1. ИГРА  «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Воспитатель:

- Но случилось непредвиденное. Море сыграло злую шутку. Корабль потерпел крушение. 

- Мы с вами оказались на необитаемом острове.

- Нас выбросило на берег, здесь много камней. Придется идти по воде.

ТРЕНИНГ:   «Мы разные»

Воспитатель:

- Так как мы с вами все разные, то и чувствуем все по – разному,

поэтому и движения мы будем выполнять по - разному – кто как чувствует, кто как может. Построились друг за другом и идём

1) Чувствуете, как тяжело идти по воде. Вода упруго обтекает ноги, все мышцы ног напряглись.
2) Наконец - то мы с вами выбрались на берег. А вон и тропинка. Куда это она нас приведёт? Идём спокойно.
3) А вот появились лужи. Обходим – первая, вторая, третья.  Идём спокойно.
4) А это что? Болото, появились кочки – прыгаем через кочки, с кочки на кочку. 1,2,3,4.     Прошли болото, идём спокойно.
5) Стоп.  Перед нами овраг, через овраг перекинуто бревно, оно качается.
Нужно идти осторожно. Идите.     Перешли овраг, идём спокойно.
6) Что – то тропинка стала скользкой и липкой от глины. Ноги так и вязнут в грязи. Еле-еле отдираем ноги от земли.
7) Вновь стала ровной тропинка. Показались деревья. Ветви качаются на ветру.  Остановились и повернулись лицом в круг.
8) Деревья крепко стоят на земле – упор ногами. Стволы ровные – выпрямить спину.  Макушечки тянутся к солнцу.

Вдох – выдох (2р.)

9) Повторяем вместе: 

Я чувствую землю под ногами, земля прочная и твёрдая. Я стою на земле смело и уверенно.

Делаем вдох-выдох. Помощи ждать не приходиться.

Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие, быть организованными  и чувствовать себя уверенными! И будем учить этому детей.

 Мы починили свой корабль и продолжаем плавание отправляемся  на остров «Запрет»

3)Игровое упражнение «Запрет».
Воспитатель:  

Приглашается одна из мам, которая будет выступать в роли ребёнка. А остальные - мама этого ребенка.. Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”

например, на запрет:

“Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;

“Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;

“Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;

“Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;

Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем  платком сердце.

Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?

Воспитатель:

Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка.  Давайте найдем  позитивные решения. Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться; («Давай поиграем в прятки»)
- Не завязывать рта - выслушать ребенка; (« Я могу слышать тебя, когда ты говоришь тише»)
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук; (« Давай помоем руки и подстригаем ногти»)
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения; («Давай поиграем в медленные ножки»)
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка. («Услышь меня, пожалуйста»)

-Не закрывать глаза –иметь зрительный контакт («Давай сейчас поиграем в прятки»)

Воспитатель:   Приближаемся к гавани «Прикосновение»

4)Упражнение «Ладошки». «Когда моя рука в твоей руке, то все плохое где-то в далеке…» Цель: Использование тактильных ощущений. Тихо звучит спокойная музыка. Воспитатель просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.

Воспитатель просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

Поднимаемся по трапу на палубу корабля

5)УПРАЖНЕНИЕ:  «НА КОРАБЛЕ»   «Навстречу жизни», готовимся к отплытию

Воспитатель: Подходим к штурвалу. Представляем, как вздымаются паруса, и нос корабля рассекает морскую гладь. Это наш корабль, и только от нас зависит, куда и как мы заплывем. Почувствуйте ответственность и важность предстоящего пути. Сосредоточьтесь на своей способности управлять кораблем. Управление не требует усилий, каждое ваше решение тотчас реализуется в действие. Наше путешествие подходит к завершению.

РЕФЛЕКСИЯ. Воспитатель: Упражнение «Лужайка позитивных эмоций».  Продолжи фразу

Каждый продолжает фразу «Мне сегодня…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.

Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей....

Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия «Путешествие на далекую планету» Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия«Путешествие на далекую планету»Для детей старшего дошкольного возрастаАвтор Спорыхина И.М.Задачи: Развивать координацию движений и рав...

Рекомендации для родителей воспитывающих приемных детей

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приемного ребенка?Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослее ил...

Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.

В данном материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Рассказано как начинать работу с неговорящими детьми....

Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.

В материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой, как вызывать звуки у неговорящих детей, этапы работы....

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами STEM для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к далекой планете»

Цель: систематизировать знания и умения детей по STEM образованию.Задачи:Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.Развивающие: развивать познавательную деятельность в процессе...