Тренинг-практикум для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Путешествие в далекое плавание «Мы разные, но мы вместе»!
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Мы разные, но мы вместе»!
Цель тренинга: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей., повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.
Задачи:
1.создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
2.расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
3.активизация коммуникаций в семье;
4.повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
5.формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
Предполагаемые результаты; Данный тренинг позволит родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья научиться лучше понимать своего ребенка, установить близкий эмоциональный контакт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг-практикум для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
«Путешествие в далекое плавание
«Мы разные, но мы вместе»!
Цель тренинга: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей., повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.
Задачи:
1.создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
2.расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
3.активизация коммуникаций в семье;
4.повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
5.формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
Предполагаемые результаты; Данный тренинг позволит родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья научиться лучше понимать своего ребенка, установить близкий эмоциональный контакт.
Форма проведения; тренинг-практикум
Описание технологий работы (технология сотрудничества, игротерапия);
Игровая терапия- метод психотерапевтического воздействия на взрослых с использованием игры. Это специальные упражнения и задания на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций.
Технология сотрудничества- это совместно развивающаяся деятельность взрослых, скрепленной взаимопониманием, совместным поиском целей и анализом хода и результатов этой деятельности.
Звучит легкая приятная музыка
Воспитатель:
- Добрый день, участники встречи!
Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся.
Наше сердце отрывается для искренних и добрых людей.
Мы с ВАМИ сегодня вместе на тренинге, чтобы обменяться умениями лучше понимать и принимать наших детей такими, какие они есть!
Любая встреча, любой разговор, а также и тренинг начинается с приветствия. Приглашаем вас в середину комнаты.
1)ИГРА-для активации - приветствие в кругу:
Воспитатель:
- Предлагаем вам, уважаемые родители, обмен приветствиями
- Встаньте в круг. По-моему сигналу вы обмениваетесь разнообразными приветствиями… вежливо, искренне, доброжелательно (н.р. рукопожатие, похлопывание по плечу, носочками, пяточками и.т.д.)
- Вам все понятно...?
- Начали…под звон бубенца
- Мне приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом.
- Мы рады, что мы снова с Вами!
РАЗМИНКА.
Предлагается возможность лучше узнать друг друга!
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…»
Воспитатель:
- кто считает себя счастливым родителем (мамой, отцом)?
- те, у кого голубые глаза;
- те, у кого сын;
- кто любит природу,
- те, у кого в одежде сегодня белый цвет;
- те, у кого дочь,
- те, у кого есть семейные традиции: праздники, совместный отдых;
- те, кто летом с ребенком ходит на речку купаться;
- кто утром поцеловал ребенка; и тд.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Приглашаем ВАС в путешествие, в далекое плавание ««Мы разные, но мы вместе»!
- Воспитатель:
Перед тем, как мы отправимся в плавание, давайте поразмышляем, что означает фраза «Дом – полная чаша». Душа ребенка – это тоже полная чаша
(на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
Подумайте и скажите
-Каким вы хотите видеть своего ребенка?
-Какими чертами характера он должен обладать?
-Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
(При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)
(добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым… )
⎯ Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А какими должны быть мы - взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
(Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми, терпеливыми… )
И здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы слышали, понимали, принимали, помогали.
Держим курс на «Необитаемый остров»
Звучит музыка, слышен шум моря
Воспитатель:
Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на корабле.
Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь.
Доброго вам плавания, уважаемые родители!!!
- ИГРА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
Воспитатель:
- Но случилось непредвиденное. Море сыграло злую шутку. Корабль потерпел крушение.
- Мы с вами оказались на необитаемом острове.
- Нас выбросило на берег, здесь много камней. Придется идти по воде.
ТРЕНИНГ: «Мы разные»
Воспитатель:
- Так как мы с вами все разные, то и чувствуем все по – разному,
поэтому и движения мы будем выполнять по - разному – кто как чувствует, кто как может. Построились друг за другом и идём
1) Чувствуете, как тяжело идти по воде. Вода упруго обтекает ноги, все мышцы ног напряглись.
2) Наконец - то мы с вами выбрались на берег. А вон и тропинка. Куда это она нас приведёт? Идём спокойно.
3) А вот появились лужи. Обходим – первая, вторая, третья. Идём спокойно.
4) А это что? Болото, появились кочки – прыгаем через кочки, с кочки на кочку. 1,2,3,4. Прошли болото, идём спокойно.
5) Стоп. Перед нами овраг, через овраг перекинуто бревно, оно качается.
Нужно идти осторожно. Идите. Перешли овраг, идём спокойно.
6) Что – то тропинка стала скользкой и липкой от глины. Ноги так и вязнут в грязи. Еле-еле отдираем ноги от земли.
7) Вновь стала ровной тропинка. Показались деревья. Ветви качаются на ветру. Остановились и повернулись лицом в круг.
8) Деревья крепко стоят на земле – упор ногами. Стволы ровные – выпрямить спину. Макушечки тянутся к солнцу.
Вдох – выдох (2р.)
9) Повторяем вместе:
Я чувствую землю под ногами, земля прочная и твёрдая. Я стою на земле смело и уверенно.
Делаем вдох-выдох. Помощи ждать не приходиться.
Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие, быть организованными и чувствовать себя уверенными! И будем учить этому детей.
Мы починили свой корабль и продолжаем плавание отправляемся на остров «Запрет»
3)Игровое упражнение «Запрет».
Воспитатель:
Приглашается одна из мам, которая будет выступать в роли ребёнка. А остальные - мама этого ребенка.. Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”
например, на запрет:
“Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
“Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
“Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
“Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.
Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?
Воспитатель:
Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения. Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться; («Давай поиграем в прятки»)
- Не завязывать рта - выслушать ребенка; (« Я могу слышать тебя, когда ты говоришь тише»)
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук; (« Давай помоем руки и подстригаем ногти»)
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения; («Давай поиграем в медленные ножки»)
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка. («Услышь меня, пожалуйста»)
-Не закрывать глаза –иметь зрительный контакт («Давай сейчас поиграем в прятки»)
Воспитатель: Приближаемся к гавани «Прикосновение»
4)Упражнение «Ладошки». «Когда моя рука в твоей руке, то все плохое где-то в далеке…» Цель: Использование тактильных ощущений. Тихо звучит спокойная музыка. Воспитатель просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.
Воспитатель просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?
Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.
Поднимаемся по трапу на палубу корабля
5)УПРАЖНЕНИЕ: «НА КОРАБЛЕ» «Навстречу жизни», готовимся к отплытию
Воспитатель: Подходим к штурвалу. Представляем, как вздымаются паруса, и нос корабля рассекает морскую гладь. Это наш корабль, и только от нас зависит, куда и как мы заплывем. Почувствуйте ответственность и важность предстоящего пути. Сосредоточьтесь на своей способности управлять кораблем. Управление не требует усилий, каждое ваше решение тотчас реализуется в действие. Наше путешествие подходит к завершению.
РЕФЛЕКСИЯ. Воспитатель: Упражнение «Лужайка позитивных эмоций». Продолжи фразу
Каждый продолжает фразу «Мне сегодня…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.
Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей....
Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия «Путешествие на далекую планету» Для детей старшего дошкольного возраста
Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия«Путешествие на далекую планету»Для детей старшего дошкольного возрастаАвтор Спорыхина И.М.Задачи: Развивать координацию движений и рав...
Рекомендации для родителей воспитывающих приемных детей
Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приемного ребенка?Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослее ил...
Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.
В данном материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Рассказано как начинать работу с неговорящими детьми....
Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.
В материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой, как вызывать звуки у неговорящих детей, этапы работы....
Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по проектной технологии на тему : «Путешествие к далеким планетам». для детей средней группы
Конспект открытой образовательной деятельности...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами STEM для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к далекой планете»
Цель: систематизировать знания и умения детей по STEM образованию.Задачи:Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.Развивающие: развивать познавательную деятельность в процессе...