Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
консультация

Петрова Елена Александровна

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Уметь производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost.docx73.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.

Говоря о готовности к школе, специалисты обращают внимание не на объем знаний, который может продемонстрировать ребенок, а прежде всего на психологическую готовность ребенка – а именно:C:\Users\lenovo\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Без названия.jpeg

• готовность ребенка эти знания получать, усваивать;

 • придерживаться новых норм и правил, диктуемых социальными нормами школы;

 • устанавливать взаимоотношения со взрослым, сверстниками, самим собой. Выделяют следующие компоненты психологической готовности:

Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:

  • принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
  • обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
  • понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
  • иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
  • делать простой логический вывод;
  • копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
  • ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед-назад);
  • механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
  • находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
  • хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
  • уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Уметь производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.

Эмоционально-волевая готовность – определенная степень сформированности произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку.

Физическая готовность – физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет).

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1.  Не будьте слишком требовательны к ребенку.
  2.  Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
  3.  Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
  4.  Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
  5.  Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.
  6.  Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
  7.  Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать.
  8.  Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  9.  Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.
  10.  Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно больше полезных вещей, игр, предметов.
  11.  Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.C:\Users\lenovo\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Без названия (1).jpeg

 12.Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п. 

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. По каким признакам определить психологическую готовность ребенка к школе? Какими навыками должен обладать ребе...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

В этой статье мне захотелось более подробно расскрыть  все моменты психологической готовности ребенка к обучению в школе. В ней я рассмотрела основные критерии ипозии  готовности детей к шко...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ          Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, ...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....