Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. По каким признакам определить психологическую готовность ребенка к школе? Какими навыками должен обладать ребенок в контксте коммуникативного развити? Ответы на эти и другие вопросы в консультации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос психологической готовности ребёнка к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии такими психологами, как А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел, Л.С. Выготским, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович и др.
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребёнка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Я. Л Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения.
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребёнка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
- умение осознанно подчиняться правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, т. к. «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления». Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд её признаков.
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива)
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5.Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В контексте коммуникативного развития ребёнок должен обладать рядом навыков:
- быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;
- уметь вступать в контакт;
- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
- быть дисциплинированным.
Итак, психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально - психологическую и эмоционально - волевую готовность.
Консультацию подготовила
воспитатель Выборнова Е. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
В этой статье мне захотелось более подробно расскрыть все моменты психологической готовности ребенка к обучению в школе. В ней я рассмотрела основные критерии ипозии готовности детей к шко...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, ...
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе...
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...
Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей....
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...