Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Выборнова Елена Николаевна

Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. По каким признакам определить психологическую готовность ребенка к школе? Какими навыками должен обладать ребенок в контксте коммуникативного развити? Ответы на эти и другие вопросы в консультации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос психологической готовности ребёнка к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии такими психологами, как А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел, Л.С. Выготским, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович и др.

Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребёнка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности  и социальной позиции школьника.

Я. Л Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения.

Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребёнка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности.  Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:

  • умение осознанно подчиняться правилу;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.

И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, т. к. «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления».  Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд её признаков.

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива)

2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных  мыслительных операций.

4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

5.Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

В контексте коммуникативного развития ребёнок должен обладать рядом навыков:

- быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;

- уметь вступать в контакт;

- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

- быть дисциплинированным.

Итак, психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально - психологическую и эмоционально - волевую готовность.

        Консультацию подготовила

        воспитатель    Выборнова Е. Н.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

В этой статье мне захотелось более подробно расскрыть  все моменты психологической готовности ребенка к обучению в школе. В ней я рассмотрела основные критерии ипозии  готовности детей к шко...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ          Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, ...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...