Адаптация детей во второй группе раннего возраста в ДОУ
консультация
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Адаптация детей во второй группе раннего возраста в ДОУ
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребёнка:
-Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании, при этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
-Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
-Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Средняя степень адаптации - в эту группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет.
Поведение ребенка: ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), короткие вспышки температуры; бывают сложные психические реакции организма, истерики. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка: бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?». Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, необходимо придерживаться следующих рекомендаций .
Рекомендации родителям.
Чтобы адаптировать ребенка с наименьшим для него и вас стрессом, следует соблюсти несколько правил:
1)На семейном совете решите, кто будет заниматься адаптацией (приводить и забирать ребенка). Возьмите отпуск на работе или привлеките родственников, которые могут помочь.
2)Подготовьте ребенка к посещению ДОУ. Как это сделать? Поговорить с ребенком (а лучше ежедневно рассказывать сыну или дочери о том, что же такое детский сад, что его там ждет и тп).
3)В первый день вы и малыш приходите познакомиться с группой, воспитателем (необходимо записать номер телефона педагога и оставить ему ваш номер). Вы с ребенком осматриваете помещения, где он будет находиться с утра и до вечера. По договору с ДОУ вы имеете полное право три дня находиться с ребенком в группе некоторое время, чтоб его адаптация прошла успешнее. Желательно оставить ребенка на 2 часа (если малыш не плачет и не боится). Вы можете терпеливо ждать на улице. Если ребенку станет тоскливо - воспитатель свяжется с вами, и вы заберете малыша.
На заметку! Если в первый день ваш ребенок не плачет, играет, с интересом осматривает помещение, это не значит, что он адаптировался и готов остаться в саду на весь день. Первый день-не показатель для процесса адаптации.
4)Когда вы заберете ребенка, обсудите с ним происходящее. Напомните ему имя педагога. Спросите, что он видел в группе и чем занимался.
На заметку! Каждый день говорите ребенку, что обязательно заберете его из детского сада. Для чего? До трех лет у детей не сформирована привязанность к взрослому. Каждый раз, когда вы уходите, малыш думает, что вы ушли навсегда.
5)Каждый ребенок уникален. Следовательно, каждый малыш адаптируется по-своему. Один ребенок с радостью остается до вечера уже через неделю, а другому требуется больше месяца для этого.
На заметку! Процесс адаптации к саду включает в себя аспекты:
1) Поведение в детском саду, настроение в саду.
2) Поведение и настроение дома.
Если ребенок вдруг начал вести себя плохо дома, стал плаксивым, боязливым, а в саду малыш ведет и чувствует себя прекрасно - это процесс адаптации к детскому саду (возможно и наоборот: безупречное поведение дома и истерики в саду). Дома ребенок может вести себя абсолютно по-разному: от отказа от еды и до бессонницы. Так ребенок пытается справиться с «навалившимся» на него стрессом.
6) В среднем, ребенок адаптируется к саду за один месяц. Этот срок может варьироваться. Помните, что каждый длительный перерыв (отпуск, больничный и тп.) в посещении детского сада возобновит адаптацию.
7) Будьте на стороне ребенка, думайте о нем, о его переживаниях. Не стремитесь сразу оставить его подольше, считая, что так он «быстрее привыкнет» или лучше адаптируется. Наоборот, малыш сильно испугается вашего отсутствия и, таким образом, его психике будет нанесена травма.
8) Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в саду (прибавляя один-три часа ежедневно).
9) Ребенок не раз заболеет во время привыкания к новой обстановке. Это абсолютно нормально, ведь в группе много детей и каждый из них может быть потенциальным носителем вируса. Постепенно иммунитет малыша укрепится, и он не будет так восприимчив к инфекциям. При первых симптомах болезни следует посетить врача! Один ребенок может начать целую эпидемию в группе, будьте внимательны к здоровью детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по адаптации детей (для воспитателей группы раннего возраста)
План работы по адаптации детей(для воспитателей группы раннего возраста)...
Консультация для родителей " Адаптация детей во второй группе раннего возраста"
Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период адаптации в детском дошкольном учреждении...
Педагогический проект "Роль игрушки в период адаптации к ДОУ" вторая группа раннего возраста на 2020-2021 учебный год.
Педагогический проект "Роль игрушки в период адаптации к ДОУ" вторая группа раннего возраста на 2020-2021 учебный год....
Памятка по адаптации для воспитателей второй группы раннего возраста.
Данный материал может быть полезен для молодых воспитателей. Адаптация к условиям ДОУ - очень важный и сложный этап в жизни каждого малыша, и от того, как пройдет этот этап зависит все дальнейшее...
Памятка по адаптации детей в первой группе раннего возраста
Памятка по адаптации детей в первой группе раннего возраста...
Памятка по адаптации детей в первой группе раннего возраста
Пмятка "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...