Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»
консультация

Булханова Оксана Джалиловна

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого нежного возраста.

Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30._konsultatsiya_dlya_roditeley_po_blokam.docx116.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого нежного возраста.

Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути».

Это может быть традиционный ежеутренний подсчет ступенек в детском саду или приятная необходимость выбрать в магазине десять разных конфет. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее- прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле.

Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-меньше», «на сколько больше-меньше», «длиннее-короче», а также множество других абстрактных понятий.

В чем же заключается методика Дьенеша и Кюизенера? Начнем с самих пособий. Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум - красные, кратные трем – синие.

Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.

Еще один нюанс – ребенок начинает после занятий легко ориентироваться в дробях. Привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок, счетных палочек) приучает к дискретности числового мира и привыкнуть потом к тому, что один – это две половинки, или четыре четверти сложно. На палочках Кюизенера это объясняется легко и доступно.

Трудности в проведении игровых занятий по этим пособиям облегчаются наличием специальных альбомов с яркими рисунками. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек, в итоге получается объемная картинка.

Возраст, для которого рекомендуется использовать палочки Кюизенера, три года и старше.

Даже школьники, неважно ориентирующиеся в математике, с удовольствием и пользой занимаются с палочками, но альбомы к ним подбираются уже посложнее.

Играя с еще совсем маленькими ребятишками, необязательно сразу начинать с палочек, тем более что задача научить ориентироваться в числах и даже дробях двухлетнего ребенка может многих взрослых насторожить: «Этому же в школе учат!». Для такого случая идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких».

Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников.

В наборе с картинками идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на картинке. Ребенок вместе с мамой или папой (а позже и самостоятельно) выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным. Для деток постарше, после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие, включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины, причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов.

Игровые задания для занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из двух квадратов.

К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр- занятий с аналогичным принципом.

Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают палочки, сортируют их по разным признакам.

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка

«башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек.

Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками, родителям останется лишь предлагать новые варианты занятий.

Рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков при работе с палочками Х. Кюизенера

Работа с палочками Х.Кюизенера трудный систематический процесс, требующий ежедневных упражнений. Часть времени ребенок проводит в

детском саду, тогда ему на помощь приходит воспитатель, который организует их совместную деятельность и занятия в группе, а также направляет его в самостоятельной деятельности.

Но часть времени, самую продолжительную, ребенок проводит дома с родителями.

И вы должны стать их главными помощниками в работе с цветными палочками.

  1. Интересуйтесь тем, как дети играют в группе с цветными палочками.
  2. Получайте консультации у воспитателей по дидактическим и подвижным играм с палочками Кюизенера.
  3. Старайтесь дома повторить проделанную ребенком работу в детском саду.
  4. Поощряйте интерес ребенка к занятиям, старайтесь стимулировать его, чаще хвалить за успехи.
  5. Не огорчайтесь, если у Вас что-то не получается. Отложите временно упражнение. Пройдет некоторое время, попробуйте снова его выполнить.
  6. Используйте принцип наглядности и последовательности. Двигайтесь от простого к сложному. Показывайте ребенку, что необходимо сделать, чтобы добиться успеха. Старайтесь со временем обращаться к прошлым заданиям, не теряйте связь с уже полученным опытом. То, что изучил ребенок не должно стать «мертвым грузом».
  7. Используйте палочки Х.Кюизенера в различных видах деятельности ребенка.
  8. Придумывайте новые задания самостоятельно. Постепенно к этому творчеству можно подключать детей.
  9. В процессе работы можно использовать интернет – ресурсы, видео- презентации, созданные воспитателем группы.
  10. Обменивайтесь опытом с другими родителями.
  11. Учувствуйте в мастер-классах и тематических родительских собраниях группы или детского сада. Оказывайте помощь в их проведении.
  12. Вместе с детьми можно придумывать сказочных персонажей, собрать их из

палочек.

Примеры игр с палочками Кюизенера.

  1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п.
  2. Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки.
  3. Показать не синюю и не оранжевую.
  4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик.
  5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая.
  6. Найти палочки равные по длине.
  7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой до самой длинной и наоборот.
  8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь.
  9. Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?
  1. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.
  2. Вы называете число, ребенок находит палочку.
  3. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой. Отнимать – из двух одну забрать.
  4. Из каких палочек можно составить оранжевую?
  5. Какие три нужно, чтобы получилась черная.
  6. Получится ли составить оранжевую из четырех?
  7. Из каких палочек можно составить число 10?
  8. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче?
  9. Найди все, короче фиолетовой.
  10. Выложите: один поезд из синей палочки, второй - из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, чтобы бы он стал такой длины, как длинный поезд.
  11. Оранжевая и желтая – один поезд, красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда?
  12. Составляйте из палочек геометрические фигуры.

Использование в образовательной деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Подготовка к консультации – разложить наборы на столах.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению и в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Данные дидактические пособия направлены на:

  1. Развитие логического мышления. Развитие представления о множестве, операциях над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формирование представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  6. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

Блоки Дьенеша разработал венгерский психолог и математик Золтан Пал Дьенеш. Объемный материал именуется логическими блоками, а плоскостной – логическими фигурами. Логические блоки в большей мере привлекают дошкольников, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Представленное учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» в качестве набора из 48 объемных геометрических фигур. В

наборе нет двух одинаковых фигур. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры. Данный комплект дает возможность детям оперировать свойствами предметов. Сначала одним свойством, благодаря которому можно сравнивать блоки, классифицировать или обобщать их. Затем двумя свойствами и, когда дошкольники окончательно овладеют умением пользоваться при классификации этими свойствами в разных ситуациях, педагог может дать третье и четвертое свойства. При этом одни и те же предлагаемые упражнения для работы с блоками Дьенеша можно менять, усложняя их.

Например, строя дорожку из блоков один ребенок придерживается одного свойства, а другой двух.

Формы организации работы с блоками Дьенеша

  1. Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные (рассели жильцов, какой фигуры не хватает, найди место фигуре и т. д., подвижные (предметные ориентиры, сюжетно-ролевые игры (деньги, билеты, места, адрес на посылке и т. д.).
  3. Вне занятий, в предметно-пространственной развивающей среде группы при моделировании, конструировании.

С чего начать?

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установят, что блоки имеют различную форму, цвет, толщину, размер. В общении с детьми целесообразнее использовать термин «фигура». В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить следующие задания:

  • Найди такие же фигуры, как эта и предлагаете детям какое – либо свойство;
  • Найди не такие фигуры, как эта и тоже предлагаете свойство; найди синие фигуры;
  • Назови, какая эта фигура по…свойству.

Далее можно переходить к играм и упражнениям.

В работе с блоками используют карточки свойств, благодаря которым ребенок учится кодировать и декодировать информацию.

В дальнейшем эти карточки заменяются на кубики. Количество кубиков зависит от количества усвоенных свойств фигур.

Игра «Найди пару». Используются карточки свойств, их нужно выложить, перевернув картинку вниз. Или используются сами блоки, педагог показывает фигуру и просит найти такую же, проговаривая одно или несколько свойств.

Игра «Угощение для медвежат». Смотри «Методические советы по использованию д/и с блоками Дьенеша и логическими фигурами».

Игра «Укрась елку бусами». Смотри «Методические советы по использованию д/и с блоками Дьенеша и логическими фигурами».

Палочки Кюизенера

Дидактический материал, разработан бельгийским математиком Дж.

Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют

еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят в практической деятельности. С помощью цветных палочек детей можно:

  • Легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше на…», «меньше на …»;
  • Научить делить целое на части;
  • Измерять объекты;
  • Упражнять в запоминании чисел;
  • Помочь в овладении арифметическими действиями;
  • Организовать работу по усвоению некоторых понятий (левее, правее, длиннее, короче, между, каждый, какой-нибудь, быть одного и того же цвета, быть не такого цвета, иметь одинаковую длину и др.)

Набор представляет собой 116 палочек десяти цветов. Палочки разных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в см. палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет, а значит, обозначают одно и то же число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Близкие по цвету объединяются в одну «семью». Цвета, в которые палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Палочки можно предлагать детям с двух лет строго под присмотром взрослого, а вообще рекомендуется начинать работу с трех лет. С палочками можно работать как с группой, так и индивидуально.

Этапы работы с палочками Кюизенера

1. Использование палочек в качестве игрового материала (2-4 лет).

Игровые упражнения «Выложи по образцу», «постой по образцу или с условием» и т. д.

  1. Работа с палочками, где дети знакомятся с пространственными и количественными характеристиками материала (4-9 лет). Дети учатся декодировать игру красок в числовые отношения.

«Давайте познакомимся с цветными счетными палочками». Далее смотри исследование (1, 2, 3, 4).

Дать понять детям, что цвет – это число.

  1. Предлагаю построить поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Нужно вывезти детей в лес на прогулку. Нужно знать, сколько мест в поезде. Белая палочка это одно место. Определите сколько мест в каждом вагоне.
  2. Число – это цвет. Постройте вагончик из двух белых палочек. Какой одной палочкой можно заменить две белые? Постройте трехместный вагончик, четырехместный и т. д.
  3. Дети строят разноцветные вагончики. Воспитатель заменяет несколько палочек на одну, соответствующую числу, и просит детей назвать число. Потом воспитатель называет число, а дети показывают или называют цвет палочки.
  4. Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли, где, чей домик. Помогите цифрам найти свой домик.
  5. Постройке 5 вагончиков в порядке возрастания чисел. Чем длиннее палочка, тем больше число.

Для более эффективной работы палочки Кюизенера используют вместе с блоками Дьенеша. Дети дошкольного возраста, умеющие работать с данными дидактическими материалами, в школе легко справляются с математикой и информатикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-м...

Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Планирование занятий в 1 младшей группе. Образовательная область: Искусство. Конструирование....

"Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша".

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не тер...

Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не тер...

«Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь,а некоторые родители, не теря...

Консультация для родителей Картотека игр и упражнений с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...