«Очень красиво, а что это? Или как правильно оценивать творческие работы Вашего ребенка»
консультация

Шведова Ольга Николаевна
Для детей рисование — естественный способ выражения мыслей и чувств, исследование окружающего мира. Большинству маленьких детей нравится рисовать и делиться тем, что они сделали. Реакции взрослых на работы детей очень важны: мы можем как поддержать, так и, наоборот, сделать так, что творчество превратится в нечто с правилами и желанием соответствовать ожиданиям других. Что же важно помнить взрослому:
Задача взрослого в обсуждении творческих работ — предложить ребенку общение и связь, а не учить, исправлять или проецировать собственные чувства или мнение. Важно показать ребенку, что вам интересны его мысли, чувства, переживания, что вы открыты ко всему, чем ребёнок хочет поделиться.
Разговоры о творческих работах — отличный способ для детей развить коммуникационные навыки и словарный запас. Им ведь надо рассказать про свой рисунок! Объяснить, почему они выбрали именно такой цвет, сюжет, персонажа. Участие в разговоре взрослого позволяет ребёнку точнее осознавать свой выбор и находить нужные слова для его выражения.
Родители должны понимать, что в детском творчестве нет правильного или неправильного. В этом и радость! Особенно сегодня, когда так много внимания уделяется тестированию и стандартам. С помощью искусства вы можете поощрять развитие индивидуальности.
И вот несколько советов, которые помогут вам мотивировать ребенка заниматься творчеством, не обидеть его и дать почувствовать, что вам по-настоящему нравится его работа.
1. Избегайте пустой похвалы
Рефлекторная реакция для многих из нас — сразу начать хвалить. «Как красиво!», «Здорово!» — простой способ, который не требует от нас особого внимания и размышлений. В этом нет ничего плохого, но лучше поощрять детей на более глубоком уровне. Также есть опасность, что пустая похвала может негативно сказаться на мотивации детей. Эксперты по детскому развитию говорят, что, когда мы много хвалим, дети могут начать «играть» в ответ на нашу реакцию. И большим стимулом становятся комплименты, а не интерес к процессу творчества.
2. Делайте акцент на процессе, а не на готовой работе
Вероятно, ребенок будет ждать от вас какой-то реакции, он может даже спросить, нравится ли вам его работа. Но перед тем, как хвалить готовый продукт, обратите внимание на сам усилия ребенка. Вместо того чтобы говорить: «Какая красивая картина!» или «Мне это нравится!», попробуйте сказать: «Я вижу, ты так усердно над ней работал. Ты использовал все цвета из своего набора фломастеров! Должно быть, ты очень старался раскрасить фигуру и не торопился, чтобы не вылезти за края».
Такие комментарии поощряют процесс самовыражения, в котором участвовал ребенок. Поймите, что в этом возрасте процесс творчества важнее, чем то, что на самом деле дети создают. Поощрение усилий более эффективно, чем похвала готового результата.
3. Делайте конкретные наблюдения
Когда вы конкретны в ваших реакциях — это показывает ребенку, что вы действительно внимательно смотрите на его работу. Поэтому прежде, чем что-то сказать, посмотрите на работу и разглядите, есть ли в ней что-то особенное: «Ты использовал здесь так много волнистых линий. Я вижу много красного и желтого!»
4. Задавайте вопросы
Попросите ребёнка рассказать, как он сделал свою работу — какие материалы использовал, почему выбрал именно их, в какой последовательности создавал. Если вы научите детей реагировать и размышлять о процессе создания рисунков, это поможет им преуспеть в будущих творческих работах и заложит основы умения мыслить критически. Также задавайте вопросы, побуждающие ребенка делиться чувствами:
Какая твоя любимая часть картины?
Что она значит для тебя?
Почему ты выбрал именно эти цвета?
Какое название ты бы дал своей работе?
Как ты смешал этот цвет?
Что бы ты хотел сделать со своим произведением?
Что ты чувствуешь, когда смотришь на готовую картину?
5. Используйте словарный запас — азбуку художника
Элементы искусства (линия, форма, цвет, значение, текстура, пространство, форма) и принципы искусства (баланс, контраст, акцент, узор, единство, движение, ритм) всегда используются в создании творческих работ.
Даже если дети не намеренно выбирают цвета или создают динамику, это все равно является частью художественного творчества. Участие в беседах о том, какие элементы и принципы дети могут заметить в своих работах, — это интересный способ вести содержательный разговор об искусстве.
Помогите ребенку развить свой словарный запас по искусству — расскажите о линиях (прямых, изогнутых, закругленных, волнистых) и формах. Спросите: «Можешь ли ты определить, какие элементы искусства использовал в своем произведении?»
Не забывайте, что творчество для ребёнка — это продолжение себя. Творчество не должно отражать реальность или выглядеть определенным образом, демонстрировать улучшение мелкой моторики. Иногда детское искусство рассказывает историю, представляет чувство или выражает идею. А иногда процесс рисования помогает ребенку пройти через свои чувства, испытать удовольствие или просто узнать себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики и творческих возможностей вашего ребенка

Развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связано между собой.Представленные здесь творческие упражнения для пальчиков будут очень интересны вашим детям и вам. Они развивают не только речь, ...

Творческие способности Вашего ребенка

Данная статья поможет родителям раскрыть способности своего ребёнка, узнать какие виды работ способны сформировать творческий потенциал и непосредственно ознакомиться с влияением эмоций на дальнейшее ...

Правильная речь – основа развития вашего ребенка, залог его успешной учебы в школе.

Правильная речь – основа   развития вашего ребенка,залог его успешной учебы  в школе.  Дорогие мамы и папы!Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того,...

Консультация для родителей " Правильная речь – основа развития вашего ребенка".

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знани...