Статья для родителей : « Развитие речи ребенка 2-3 лет.»
статья (младшая группа)

Татьяна Владимировна Головкина

   В возрасте от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка, к концу третьего года он   достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами.  После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tanya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

                  Статья для родителей : « Развитие речи ребенка 2-3 лет.»   

   В возрасте от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка, к концу третьего года он   достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами.  После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том,  что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

Доказано, что развитие речи тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому ее также необходимо параллельно развивать. Делать это можно следующими способами:

  • Катать шарики. Можно использовать предметы разного размера из различных материалов. Полезно также катать шарики из пластилина. Сначала их надо прокатывать между ладоней, затем катать по столу пальцами – несколькими одновременно, одним. Можно нарисовать дерево, а из красного и желтого пластилина сделать шарики-яблоки. Сначала их надо катать, а после распределить по дереву и приплюснуть каждый пальцем.
  • Работа с тестом. Можно использовать специальное тесто для лепки или настоящее тесто, из которого можно что-то испечь. Ребенок может катать шарики и жгуты из него, а готовое изделие украсить изюмом – брать каждую штуку надо двумя пальцами.
  • Узоры. Их можно рисовать на бумаге, выкладывать из лент или шнурков, делать из бусин и других элементов на покрытом пластилином картоне. Можно нарисовать узор карандашом и предложить ребенку обвести его фломастером.
  • Сортировка. Для такого занятия нужно использовать предметы разной формы, размера, цвета. Это могут быть небольшие кубики, шарики, камушки, бусы. Нужно рассортировать их по какому-либо признаку в разные коробки или банки. Каждый предмет надо захватывать двумя или тремя пальцами.
  • Игра-шнуровка. Можно купить ее в магазине или сделать самостоятельно. Смысл игры заключается в том, что ребенку нужно продевать шнурок в специальные отверстия.  Развивается не только мелкая моторика, но и логическое мышление.
  • Пазлы, разрезные картинки. Начинать надо с крупных элементов и небольшого их количества. Постепенно задача усложняется – пазлов становится больше, а размер отдельных деталей уменьшается. Развитие мелкой моторики предполагает работу с мелкими предметами и различными материалами. Необходимо помнить о технике безопасности и следить, чтобы ребенок ничего не проглотил, не порезался.  

В 2-3 года дети еще не умеют читать, но книги нужно активно использовать для развития речи. Ребенку каждый день нужно читать вслух. Выбирать при этом надо книги, соответствующие возрасту малыша – он должен хорошо понимать смысл прочитанного материала, интересоваться им. Обязательно надо обеспечить ребенка книжками с картинками. Он может рассматривать их самостоятельно, а также с родителями. Хорошо использовать книжки-раскладушки, озвученные книги. Полезно осваивать пересказ. Нужно прочитать короткую сказку и попытаться ее пересказать с ребенком. Взрослый человек говорит большую часть текста, а ребенок вставляет отдельные слова и фразы, подсказывает, когда мама или папа ошибается.

 Игры на развитие речи. Существует множество игр, с помощью которых осуществляется развитие речи. Детей 2-3 лет могут заинтересовать следующие варианты:

  • Любимые игрушки. Ребенку надо предложить показать его любимую игрушку и рассказать, как он с ней играет. Можно также попросить сделать простейшее описание: большое-маленькое, мягкое-твердое, цвет. Когда ребенок расскажет про одну игрушку, надо попросить его показать еще что -нибудь.
  • Действие на картинке.  Можно задавать и другие вопросы, что одето на девочке, какого цвета ее бант.
  • Кто что умеет? Ребенку можно показывать картинку или игрушку и спрашивать, что она умеет – машинка ездит, солнце светит, мыло моет, самолет летит, корабль плывет.
  •  Для чего это надо? Нужно показывать ребенку различные предметы или картинки с их изображением и спрашивать, для чего они нужны. Из кружки пьют, ложкой едят, мяч бросают, молотком забивают гвозди.
  • Кто как говорит? Можно показывать ребенку картинку с изображением животного или соответствующую игрушку и спрашивать, как оно разговаривает.                       

 Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

 Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

 Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

 Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. Чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

 Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

 Играйте с ребёнком в разные игры.

                                                       

Источник : из личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для родителей " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»«Детская речь на всех этапах своегоразвития питается неисчерпаемойжизненной силой народного –родного языка»Сколько забот, обязанно...

Статья на тему: «Развитие речи ребенка через игру»

статья разработана с целью помочь педагогам и родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, разобраться в этом вопросе и сориентироваться в дальнейшей работе....

Статья "Основные приемы развития речи ребенка"

Основные приемы развития речи ребенка...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...

Статья. Сензитивные периоды развития речи ребенка от 0 до 6 лет.

Как проходит развитие речи ребенка с периода внутриутробного развития и до поступления в школу, какие факторы влияют на возникновение проблем с речевым развитием.Кратко и доступно для педагогов и роди...

Статья для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?1. В общении с ребёнком следите за своей речью.2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении неза...

Статья для родителей "Развитие речи ребенка, через приобщение к народной культуре"

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом....