Психологическая готовность к школьному обучению. Скоро в школу!
консультация (подготовительная группа)

Арюхова Мария

Начало систематического обучения в школе связано с изменениями
социальной ситуации в жизни ребенка, его социального статуса.
Интеллектуальная готовность - важная, но не единственная предпосылка
успешного обучения в школе. Требуется определенная психологическая
готовность, которая включает личностную и социальную готовность. Если
ребенок не готов к социальной позиции школьника, занимающего иное, по
сравнению с дошкольниками, положение в обществе, имеющего круг важных
обязанностей и прав, то даже при наличии необходимого запаса умений и
навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в
школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая готовность к школьному обучению»

Начало систематического обучения в школе связано с изменениями
социальной ситуации в жизни ребенка, его социального статуса.
Интеллектуальная готовность - важная, но не единственная предпосылка
успешного обучения в школе. Требуется определенная психологическая
готовность, которая включает личностную и социальную готовность. Если
ребенок не готов к социальной позиции школьника, занимающего иное, по
сравнению с дошкольниками, положение в обществе, имеющего круг важных
обязанностей и прав, то даже при наличии необходимого запаса умений и
навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в
школе.

Учебная деятельность носит коллективный характер. Дети должны
уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на
других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия
партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия
ребенок может достичь только в условиях специально организованной
деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта
совместного с другими существования. Отсутствие умения сотрудничать со
сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества
в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных
отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида,
агрессивность, эмоциональная подавленность и, как следствие, потеря
интереса к школьной жизни.

Категория детей, имеющие проблемы с психологической готовностью к школьному обучению:

- Личностные, эмоциональные проблемы ребенка также осложняют его
адаптацию к школе. Неадекватная, завышенная или заниженная самооценка,
неуважительное, недоброжелательное отношение к сверстникам - еще одна
причина школьных трудностей. Если ребенок хочет быть «главным», не
признает правил, сердится, дуется, если что-то не так, как ему хочется, то у
него будут сложности в общении в классе. Такой ребенок перебивает других
учеников и учителя, стремясь показать, как он много знает, постоянно
привлекает к себе внимание репликами или действиями, командует,
указывает. Такого ребенка вскоре начинают недолюбливать дети. Они
дразнят его «выскочкой», «воображалой», да и учителю порой трудно бывает
сдержать раздражение. Конфликты с учителем и детьми плачевно
сказываются на школьных достижениях и успехах, ухудшают
психологическое состояние ребенка.
- Особую тревогу вызывает категория неуверенных детей. Они
болезненно реагируют на новые условия своего существования. Страх
контакта, трудности в эмоциональном сближении с детьми, недоверие к
людям ведут к тому, что они долго не могут наладить отношения со
сверстниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в
стороне или жмутся к стенке, порой даже выжидают время, чтобы выйти из
класса никого не задев, боятся обратиться с вопросом к учителю. Страх быть
в центре внимания перерастает в ужас, когда ему нужно выйти к доске.
Требовательность со стороны учителя зачастую воспринимается им как
жесткость. Он испытывает постоянное стрессовое напряжение, что может
существенно осложнить его личностное развитие, привести к нарушению
психического здоровья, психосоматическим заболеваниям. Заниженная
самооценка, постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы и
успех, зависимость от оценки учителя, мнения сверстников часто приводят к
апатии, нежеланию стараться, к эмоциональному срыву, к потере своего «Я».

- Трудности обучения связаны еще с тем, что дети не могут долго
слушать и слышать учителя, сосредоточиваться и удерживать задачу.
Учителя объясняют это несформированностью произвольного внимания,
произвольной регуляции. Однако причины подобных трудностей кроются и в
сфере общения ребенка со взрослым. К 6-7 годам у ребенка должны
складываться внеситуативные формы общения со взрослым. У него
появляется потребность во внимании, сопереживании взрослого. Если у
взрослых, находящихся рядом с ребенком, превалирует авторитарный,
административно-командный стиль общения, если педагог не проявляет
интереса к личности ребенка, его внутреннему миру, если в общении
преобладают лишь деловые мотивы, эта потребность (во внимании и сопереживание) у ребенка не удовлетворяется. Ребенок, не посещающий дошкольные учреждения,
зачастую не способен также различать функции взрослого, соответствующие
разным ситуациям общения (в учреждении, в доме, на улице), что ведет к
неадекватному отношению к учителю. Так, он может пытаться установить
панибратские отношения или унизить учителя, демонстрировать
непослушание и т.п.

- Дети с низкой мотивацией к школьному обучению.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

 Каким образом происходит формирование социальной неуверенности в структуре личности ребенка?

В процессе взаимодействия с объектами, с людьми ребенок
самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним, основываясь на
полученных переживаниях, которые могут быть как приятными, так и
неприятными для него. Отношение (позитивное или негативное) определяет
характер активности: созидательный или разрушительный.
Это объясняется тем, что предметные и социальные связи
формируются в единстве с первыми эмоциональными связями. Поэтому
неполноценность эмоциональных связей в раннем возрасте может
предопределить дисфункцию всего развития ребенка - проблему развития
интеллекта, социальной адаптации поведения.
Негативное отношение (возникшее на основе отрицательных эмоций -
страха, зависти, сомнения и т.д.) ведет к возникновению «защитных»
стереотипов поведения, ограничивает возможности человека и препятствует
реализации стремлений. Позитивное отношение (возникшее на основе
положительных эмоций - радости, удовольствия, восторга, благоговения,
смеха и т.д.) придает человеку силы для реализации желаний, раскрытия
личностного потенциала, освобождения от условностей, достижения успехов
и целей.

Основой позитивного отношения является сформированная в детстве
вера в себя, ощущение полноты своих возможностей. В возрасте до 4-5 лет
закладываются основы самосознания, умение отделять себя от других,
чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять
свою индивидуальность и в то же время идентифицировать себя с другими,
испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям. В 3-4 года
ребенок учится самостоятельно находить решения в трудных ситуациях,
делать выбор. Так закладывается чувство личной ответственности за себя,
свои действия, свою жизнь. В этот же период, познавая свои ощущения,
окружающий мир через себя, он осознает свою индивидуальность,
раскрывает свои творческие возможности, переживает свою уникальность и
неповторимость, чувство радости бытия в себе самом.
Раннее усвоение ребенком готовых форм знаний, использование
готовых средств познания мира ведет к закрепощению личности, к утере
ребенком своего индивидуального творческого опыта. Жесткость, неприятие
взрослыми ребенка, неуважение к нему и его опыту, частые запреты,
ограничения, предписания, наказания ведут к развитию негативизма как
формы защиты своего «Я», страха, отрицания себя и других, вызывают гнев
и неуверенность, пораженчество.

Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере
любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует,
ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные
переживания, что отражается на его развитии. Удовлетворение потребности
самоуважения, по А. Маслоу, порождает чувство уверенности в себе,
собственного достоинства и осознание того, что человек полезен и
необходим в мире. Уважение к самому себе есть врожденное и неотъемлемое
стремление к любви, безопасности и благополучию, которые так важны для
психического здоровья человека.

Недополучение любви по любому из каналов (физическому,
эмоциональному, интеллектуальному) подталкивает ребенка к
инфантильному поведению, неадекватным защитным поведенческим
механизмам, формируя социальный страх в разных его формах
(беспокойство, тревога, вина, гнев). Социальные страхи являются
фундаментом, на котором возводится «здание» социальной неуверенности.
Все человеческое в человеке от социума. Социальная неуверенность - это
ответная защитная реакция психики человека на глубинный страх, страх за
то, что он не вписывается в социальное окружение, что социум в какой-то
степени отвергает его такого, каков он есть. Реагируя на этот страх за свою
жизнь, человек демонстрирует социально неуверенное поведение. Он либо
винит себя, свою несостоятельность, и тогда мы видим проявления
гипоактивных форм (зависимость, стеснительность, несамостоятельность,
аутичность, конформность, пассивность), либо свои обвинения направляет на
социум, и тогда мы сталкиваемся с гиперактивными формами (агрессия,
неуправляемость, делинквентность).

Предоставляя ребенку возможность приобрести собственный опыт
побед и неудач, насладиться процессом творчества, обучая его
разнообразным средствам самовыражения, мы формируем в нем способность
осознанного гармоничного выбора способов жизни в социуме. Однако не
всякий социальный опыт способствует успешному социальному развитию
личности.

Существует позитивный социальный опыт, заключающийся в
осознании ребенком своих социальных возможностей и обеспечивающий
поступательное развитие личности, эффективное взаимодействие с
обществом, качественное изменение социальной позиции. В противовес
этому поставлен негативный социальный опыт, базирующийся на
переживаниях несостоятельности своего «Я», способствующий деградации
личности, асоциальному поведению, снижению развития активности
личности. Степень овладения ребенком социальным опытом действий и
отношений, осознавания себя среди других, видения себя в других людях,
готовности к ответственному действию в окружающем мире формирует его
представления о себе, т. е. образ «Я» и отношение к себе.
Осознанное выстраивание социального поведения, привитие
социальных навыков дают ребенку возможность для творческой реализации,
закладывают основы его психического и социального здоровья.
В возрасте 4-5 лет ребенок определяет свое отношение к людям. Он
делает выбор в пользу любви или ненависти. Он учится понимать других
людей, в нем формируется чувство терпимости и принятия других людей,
потребность в уважении и дружбе, способность к сопереживанию и
состраданию.

Возраст 6-7 лет является сензитивным периодом эмоциональной
отзывчивости. Чтобы обрести уверенность в общении, ребенок должен
научиться понимать внутренний мир других людей. Первый шаг к
пониманию - это сближение, объединение, которое возникает на
эмоциональной основе. За эмоциональным обменом легко устанавливается
интеллектуальный обмен, становится возможным равноправный обмен
мнениями. Открываясь в общении, доверяя сверстникам, ребенок начинает
доверять и себе.

Общение с другими является для ребенка мощным средством в
формировании уверенности в себе. Сверстник выступает для ребенка в роли
«зеркала», в котором ребенок видит отражение своего бытия, находит
интуитивное понимание своего состояния, стремления к самовыражению. Он
вновь и вновь стремится испытать чувство общности с другим человеком,
что дает ему мощные силы для самоутверждения и развития. Если ребенок
находится в группе сверстников, где царит атмосфера доверия и
доброжелательности, уважения и симпатии, он получает важный для своего
развития опыт познания себя через других, самоидентификации своей
личности. Дефицит социальных навыков, привитые ребенку неэффективные
способы поведения в социальной группе поддерживают социальную
неуверенность, что подпитывает социальные страхи, негативные эмоции
(тревожность, чувство вины, гнев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»

. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"

Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...

Консультация для родителей "Один год до школы. Психологическая готовность к школьному обучению"

Что же такое "психологическая готовность к школьному обучению?" И какие параметры психического развития она в себя включает? Что делать родителям, чтобы не отпугнуть ребёнка от школы? Это Вы...