Родительское собрание на тему: «Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения домашнего досуга»
консультация

Пучкова Наталья Викторовна

Статья может быть использована на родительском собрании «Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения  домашнего досуга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya_pi_i_iu.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Родительское собрание

на тему:

«Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения  домашнего досуга»

      А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…Каков ребёнок в игре, так во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Значит, игра, её организация - ключ в организации воспитания ребёнка.

      В игре формируются многие особенности личности ребёнка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребёнка.

     Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас является подлинно напряжённым трудом и через усилие ведёт к удовольствию.

     Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.

     Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединить родителей и детей. Это позволяет родителям не превращать любое дело в суровую необходимость, а придавать своим педагогическим целям увлекательный характер и тогда позиция родителя становиться кровным делом детей, а воспитание - творчеством.

       Известно, что игры бывают разными: ролевые, подвижные, дидактические, спортивные, сюжетные и бессюжетные. Огромное значение в развитии детей имеют развивающие игры. Эти игры могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во - первых, богатую пищу для развития творческой активности, интеллекта малыша, во - вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в - третьих, позволяют это делать в самое  лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию - в дошкольном детстве.  

        В результате многочисленных исследований открылась удивительная картина - от рождения до трёх лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития. То есть в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни - самые ценные для его будущего. Именно от мамы с папой в огромной степени зависят эти первые годы жизни.

        Лишив ребёнка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном возрасте, мы тем самым, обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем.  

          Подвижная  игра является средством физического воспитания и занимает важное место в режиме дошкольного учреждения. Она является неотъемлемой частью двигательного режима - времени объёма двигательной деятельности, который соответствует возрасту ребёнка, и комплексно используются все формы работы (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, физкультурные досуги, праздники, самостоятельная двигательная деятельность), а также способствует нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья, совершенствованию двигательных навыков.

           Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах ГОУ. Однако, в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений. Эти движения подбираются исходя из опыта ребёнка; его представлений и знаний об окружающем мире: явлений природы, образе жизни и повадках знакомых ему животных и птиц, транспортных средствах и т.п.

            Сюжет игры и  правила обуславливают характер движения играющих. Одной из особенностей таких игр является возможность действовать на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры, благодаря наличию ролей, наиболее понятны и доступны, интересны для малышей, т.к. они соответствуют возрастным особенностям детей третьего и четвёртого года жизни, удовлетворяют их стремление к подражанию, активной деятельности и самостоятельности. Дети в них непосредственны в своём перевоплощении в персонажей игры, многократно повторяют такие важные для организма движения как ходьба, бег, прыжки  (подпрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание), ползание, перелезание, подлезание. К сюжетным играм относятся такие, как «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолёты», «Поезд», «Мой весёлый звонкий мяч», «Лохматый пёс», «Кролики», «Трамвай» и др.

            В группу бессюжетных игр входят игры, разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей («Ловишки») и для больших групп участников игры (игры с предметами «Кегли», «Кольцеброс»), а также игры, где играющие делятся на команды (игры-эстафеты).

           Бессюжетные игры типа ловушек очень близки к сюжетным (нет лишь образов) и основаны они, чаще всего, на беге в сочетании с ловлей и увёртыванием. Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные, т.к. правила требуют от участников довольно быстрых и ловких движений. Поэтому младшим дошкольникам даются только самые элементарные формы игр такого типа.

           Подвижные игры с элементами соревнования доступны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Эти игры могут быть и индивидуальными (например, «Кто быстрее до флажка»), и командными («Чьё звено скорее соберётся»). В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнований побуждают детей к большей двигательной активности.

          Подвижные игры с предметами требуют от детей более сложных движений: метания, бросания, ловли, прокатывание мяча, колец, колец и т.п., где каждый ребёнок выполняет основное действие игры независимо от других участников, хотя их результаты являются стимулом к выполнению задания в целом, к улучшению собственных результатов. Поэтому уже в этих играх проявляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Игры с предметами предлагают выполнение сложных двигательных заданий, которые требуют определенных условий, поэтому играть в них одновременно могут лишь небольшие группы детей.

          Игры-забавы представляют собой двигательные задания, выполняемые в необычных условиях (бег в мешке, собрать предметы с завязанными глазами, и т.п.).  Такие задания выполняет малое количество участников, а основная масса детей является зрителями. Проводятся игры-забавы на вечерах досуга, праздниках, ярмарках, спортивных праздниках. Это весёлое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости.

          К отдельной группе подвижных игр относятся спортивные игры, а точнее, их элементы. Такие игры проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрошенным правилам и требуют специального оборудования и спортивных площадок, а также хорошей подготовки играющих. Проведение таких игр на свежем воздухе имеет неоценимое значение для здоровья детей.

         С. К. Якуб говорит о том, что помимо основных правилах, касающихся непосредственно самой игры, существуют так называемые «законы чести», которые должны быть усвоены детьми:

  -честность;

  -один за всех, все за одного;

-выдержка, терпение, стойкость;

-справедливость, великодушие;

-никакого зазнайства, зависти и ложной гордости.

Подвижная игра имеет огромное значения в физическом развитии дошкольника и одновременно решает две очень важные задачи, о которых необходимо здесь сказать. Это - образовательная  и воспитательная задачи.         

Большое образовательное значение имеет подвижная игра в социализации детей, т.к. ребёнок развивается в игре. В игре дети получают новые ощущения, представления, понятия.  Игра развивает дошкольников наблюдательность, сообразительность, умение анализировать ситуацию, сопоставлять и обобщать увиденное, учатся делать выводы.

 В процессе игры дети проходят несколько этапов: от простого знакомства и обучения простым движениям до совершенствования в игре. Одновременно развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию. Воспитывается правильный стереотип движения.

 Большое образовательное значение имеет знакомство детей с народными подвижными играми, с обычаями.

  Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости. Надо отметить, что в данном случае эти физические качества развиваются в комплексе.

  Немаловажное значение имеет подвижная игра и в воспитании нравственных качеств детей. Как правило, она носит коллективный характер, в связи с чем, учит детей правильно вести себя в коллективе, развивает чувство товарищества, солидарности, ответственности за действия друг друга.

   Ведь именно в дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений, а для развития и совершенствования их необходима систематичность в их выполнении. Подвижные игры - это прекрасное средство формирования личности ребёнка, совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила), умений, навыков, оздоровления организма и развития его функций, а также залог психического здоровья и умственного развития.

 Общество – это мы и наши дети. Его политическое, экономическое, социального и культурное переустройство, протекающее столь болезненно в конце. ХХ – начале ХХI веков затрагивает, прежде всего, судьбы детей. И от нас, взрослых, зависит, как эти судьбы сложатся, как разовьётся творческий потенциал каждого конкретного ребёнка. А для этого необходимо, чтобы игра в период дошкольного детства была важнейшей и неотъемлемой частью процесса воспитания. Ведь дети играют, как дышат. «Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения, становясь педагогическим полигоном к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное и физическое здоровье, разносторонность воспитания ребёнка» (С.А.Шмаков).    

   

   

 

                           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа об...

Консультация для родителей: "Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга"

Подвижная игра эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил....

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

Подвижная игра – это прекрасное средство формирования личности ребенка;  совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила);  умений, навыков; оздоровления организ...

Семинар-практикум для родителей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»

         Семинар-практикум для родителей с участием детей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»...

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

  А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, так во многом он будет и в работе, прежде всего, в игре…»  Значит, игра, ее организация – кл...