Консультация для родителей: «Экспериментирование в раннем возрасте!»
консультация (младшая группа)

Маркина Татьяна Юрьевна

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

   Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

  Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_eksperementirovanie.docx125.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Экспериментирование в раннем возрасте!»

 

 Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

   Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

  Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

 Цели экспериментирования – укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные способности, развивать мелкую моторику.

  Для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы.

 При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому:

1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.

2. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных. За один раз предлагается рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и внимательными.

   Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Предлагаем Вашему вниманию игры-эксперименты для совместной деятельности с детьми:

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у ребенка

Ход занятия: Показать ребенку, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)

2. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность  к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить таз с водой. Обратить внимание на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

3. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать ребенку тоже подуть в свою трубочку.

4. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство  с весом предметов.

Задачи: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).

5. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития ребенка.

Задачи: познакомить со свойствами губки, учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия: мама преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребенка, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

6. «Бумага». Эксперимент

Цель: познакомить ребенка  со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая ребенка интересным звуком. Дать ему попробовать самостоятельно помять её.

7. «Снег. Какой он?». Рассматривание

Цель: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках), развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести домой. Ребенок знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

8. «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание

Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Взрослый говорит: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Ребенок бежит к стене и пытается поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

9. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

 Таким образом, родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...). Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.

https://kids.niehs.nih.gov/topics/assets/img863471.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей "Экспериментирование в раннем возрасте"

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удов...

Консультация для родителей "Экспериментирование в раннем возрасте"

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удов...

Советы для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Консультация для родителей речь детей раннего возраста

Советы и рекомендации для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Речь ребенка в раннем возрасте. Игры для детей раннего возраста....

Консультация для родителей: «Экспериментирование в раннем возрасте!»

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удов...

Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста дома с родителями»

Любопытство детей доставляет родителям немного хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою любознательность. И взрослым необходимо помочь им &nda...