Лексико-грамматические игры дома
консультация (старшая группа)

Материал для ознакомления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskie_igry.docx367.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические игры и упражнения

для детей старшего дошкольного возраста

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активи- зации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отве- чать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мыш- ления и памяти.

  1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление,

учить, грамматически правильно строить предложения.

-Если я полью цветы…

-Если я соберу свои игрушки.

-Если я выйду летом в пальто…

- Если я открою в ванной кран с горячей водой.

-Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

  1. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать вооб- ражение.

-Что бывает круглым?

-Что бывает длинным?

-Что бывает высоким?

-Что бывает зеленым?

- Что бывает сладким?

-Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

  1. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

  1. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное

по значению. Например:

-Веселый-грустный

-Быстрый-медленный

-Полный-худой

-Большой- маленький

-Тяжелый-легкий

-Мелкий-глубокий

-Умный-глупый

-Твердый- мягкий и т. д.

  1. Кто как разговаривает?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:

-Корова-мычит …-Овца-блеет

-Тигр-рычит …-Коза-мекает

-Змея-шипит …-Гусь-гогочет

-Комар – звенит…-Индюк-балбочет

-Собака – лает …-Лошадь-ржот

-Волк – воет …-Жук-жужжит … и т. д.

  1. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

-У мамы с папой (Сын, дочка.)

-У учителя (ученики.)

-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

-В транспорте едете? (Пешеходы.)

-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

  1. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную па- мять.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный. Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький. Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

  1. Кто, где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление упо- требления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предло- гом «в».

Кто живёт в дупле? …-Белка.

Кто живёт в скворечнике? … -Скворцы. Кто живёт в гнезде? … -Птицы.

Кто живёт в будке? … -Собака. Кто живёт в улье? … -Пчёлы Кто живёт в норе? … -Лиса.

Кто живёт в логове? … -Волк.

Кто живёт в берлоге? … -Медведь и т. д.

  1. Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и спо- собов их образования.

Сапоги из кожи-… Кожаные Рукавички из меха-… Меховые Таз из меди-… Медный

Ваза из хрусталя-… Хрустальная

Рукавички из шерсти- … Шерстяные и т. д.

  1. Чья голова? Чьи уши? Чей хвост?

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагатель- ных.

У рыси голова – рысья, рысьи,рысий; У медведя – медвежья… У волка – … У кошки – кошачья… У белки –…

У сороки – сорочья… У зайца – …

У лошади – лошадиная… У лисы – … У орла – орлиная…

У верблюда – верблюжья… и т. д.

  1. Игра: «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята… и т. д.

  1. Игра: «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшитель- но-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице… и т. д.

  1. Весёлый счет до 5…

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Стол – один стол, два стола … пять столов Слон – один слон, два слон … пять слонов

Журавль – один журавль, два журавля … пять журавлей Лебедь – один лебедь, два лебедя …пять лебедей

Дерево – одно дерево, два дерева …пять деревьев Шишка – одна шишка … пять шишек

Цыплёнок – один цыплёнок … пять цыплят Заяц – один заяц … пять зайцев

Шапка – одна шапка … пять шапок Банка – одна банка … пять банок и т. д.

  1. Подбери словечко

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы

Снег – снежный, подснежник, снеговик… Мороз – морозный, морозец, мороженное… Зима – зимний, зимующие, зимородок…

Сад – садовый, садовник, садовые и т. д.

  1. Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуб– жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой Сильный – слабым Дом – кирпичом Взрослый –ребёнком Лягушка – головастиком

Бабочка – гусеницей и т. д.

  1. Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способ-

ность к обобщению.

  • Голубой, красный, зелёный, спелый.
  • Кабачок, огурец, тыква, лимон.
  • Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
  • Стол, ландыш, диван, кровать и т. д.
  1. Назови одним словом.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, разви- тие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

  • Картофель, капуста, помидор, огурец … ОВОЩИ
  • Стол, шкаф, диван, кровать … МЕБЕЛЬ
  • Чашка, кастрюля, ложка, тарелка … ПОСУДА
  • Автобус, такси, газель, автомобиль …ТРАНСПОРТ
  • Круг, овал, квадрат, треугольник … ФИГУРЫ
  • Один, два, три, пять … ЦИФРЫ
  • Кукла, машина, кубик, мячик … ИГРУШКИ и т. д.
  1. Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок,

у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,

у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. и т. д.

Учитель-логопед

Мерц Анастасия Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.

"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Овощи"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Фрукты. Ягоды"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Грибы"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Ягоды"

Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....

Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»

Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...