Лексико-грамматические игры дома
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматические игры и упражнения
для детей старшего дошкольного возраста
Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активи- зации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отве- чать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мыш- ления и памяти.
Если я…
Цель: развивать логическое мышление,
учить, грамматически правильно строить предложения.
-Если я полью цветы…
-Если я соберу свои игрушки.
-Если я выйду летом в пальто…
- Если я открою в ванной кран с горячей водой.
-Если я поеду в зоопарк…
Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».
Что бывает круглым?
Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать вооб- ражение.
-Что бывает круглым?
-Что бывает длинным?
-Что бывает высоким?
-Что бывает зеленым?
- Что бывает сладким?
-Что бывает горьким?
Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.
Кто больше?
Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.
Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.
К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
Говори наоборот.
Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.
Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное
по значению. Например:
-Веселый-грустный
-Быстрый-медленный
-Полный-худой
-Большой- маленький
-Тяжелый-легкий
-Мелкий-глубокий
-Умный-глупый
-Твердый- мягкий и т. д.
Кто как разговаривает?
Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.
Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
-Корова-мычит …-Овца-блеет
-Тигр-рычит …-Коза-мекает
-Змея-шипит …-Гусь-гогочет
-Комар – звенит…-Индюк-балбочет
-Собака – лает …-Лошадь-ржот
-Волк – воет …-Жук-жужжит … и т. д.
Кто мы?
Цель: расширять словарный запас детей.
-У мамы с папой (Сын, дочка.)
-У учителя (ученики.)
-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)
-В транспорте едете? (Пешеходы.)
-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)
-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)
Назови то же самое, но по-другому.
Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную па- мять.
Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:
Смелый- храбрый, отважный.
Красивый- прекрасный, чудесный. Большой-огромный, громадный.
Маленький-крошечный, малюсенький. Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.
Кто, где живёт?
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление упо- требления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предло- гом «в».
Кто живёт в дупле? …-Белка.
Кто живёт в скворечнике? … -Скворцы. Кто живёт в гнезде? … -Птицы.
Кто живёт в будке? … -Собака. Кто живёт в улье? … -Пчёлы Кто живёт в норе? … -Лиса.
Кто живёт в логове? … -Волк.
Кто живёт в берлоге? … -Медведь и т. д.
Из чего сделано?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и спо- собов их образования.
Сапоги из кожи-… Кожаные Рукавички из меха-… Меховые Таз из меди-… Медный
Ваза из хрусталя-… Хрустальная
Рукавички из шерсти- … Шерстяные и т. д.
Чья голова? Чьи уши? Чей хвост?
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагатель- ных.
У рыси голова – рысья, рысьи,рысий; У медведя – медвежья… У волка – … У кошки – кошачья… У белки –…
У сороки – сорочья… У зайца – …
У лошади – лошадиная… У лисы – … У орла – орлиная…
У верблюда – верблюжья… и т. д.
Игра: «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята… и т. д.
Игра: «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшитель- но-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице… и т. д.
Весёлый счет до 5…
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Стол – один стол, два стола … пять столов Слон – один слон, два слон … пять слонов
Журавль – один журавль, два журавля … пять журавлей Лебедь – один лебедь, два лебедя …пять лебедей
Дерево – одно дерево, два дерева …пять деревьев Шишка – одна шишка … пять шишек
Цыплёнок – один цыплёнок … пять цыплят Заяц – один заяц … пять зайцев
Шапка – одна шапка … пять шапок Банка – одна банка … пять банок и т. д.
Подбери словечко
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы
Снег – снежный, подснежник, снеговик… Мороз – морозный, морозец, мороженное… Зима – зимний, зимующие, зимородок…
Сад – садовый, садовник, садовые и т. д.
Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуб– жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой Сильный – слабым Дом – кирпичом Взрослый –ребёнком Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей и т. д.
Четвёртый лишний
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способ-
ность к обобщению.
- Голубой, красный, зелёный, спелый.
- Кабачок, огурец, тыква, лимон.
- Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
- Стол, ландыш, диван, кровать и т. д.
Назови одним словом.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, разви- тие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
- Картофель, капуста, помидор, огурец … ОВОЩИ
- Стол, шкаф, диван, кровать … МЕБЕЛЬ
- Чашка, кастрюля, ложка, тарелка … ПОСУДА
- Автобус, такси, газель, автомобиль …ТРАНСПОРТ
- Круг, овал, квадрат, треугольник … ФИГУРЫ
- Один, два, три, пять … ЦИФРЫ
- Кукла, машина, кубик, мячик … ИГРУШКИ и т. д.
Животные и их детёныши
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок,
у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,
у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. и т. д.
Учитель-логопед
Мерц Анастасия Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.
"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...
Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...
Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Овощи"
Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....
Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Фрукты. Ягоды"
Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....
Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Грибы"
Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....
Лексико -грамматические и лексические упражнения на каждый день для занятий дома. Тема: "Ягоды"
Упражнения составлены для совместных домашних занятий родителей и детей на основе предложенных Е. М. Косиновой в книге "Моя первая книга знаний"....
Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»
Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...