КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «УЧИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯ»
консультация (старшая группа)
Консультация предназначена для родителей и педагогов сталкивающихся с проблемами речевого развития детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
«УЧИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯ»
Ребенку – дошкольнику важно научиться слушать и понимать задания с первого раза. Очень часто взрослым приходится постоянно повторять свои просьбы детям. Такая привычка мешает ученикам легко воспринимать материал во время уроков.
Малыш может слушать, но не улавливать суть задания или просьбы.
Бывает, что дети знают, как решать задачу, но затрудняются с ответом из-за того, что не выслушали или не прочли внимательно условия.
Не надо ругать ребенка или тщательно «разжевывать» инструкцию к упражнению. Дайте время найти малышу ответ самостоятельно. И только если видите, что без вашей помощи ему не разобраться, подскажите, как лучше справиться с заданием.
Предложенные игры помогут быть внимательным в разных ситуациях, научат воспринимать речь собеседника без лишних пояснений и повторений, отлично разовьют слуховую память.
Игра «Имена»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.
Задание: хлопнуть, услышав имя.
Ход игры:
- Взрослый объясняет ребенку: «Я буду называть различные слова, а ты, как только услышишь имя мальчика или девочки, сразу хлопни в ладоши» - и читает ряд слов, среди которых есть имена.
- После выполнения задания взрослый спрашивает, какие имена запомнил ребенок.
Лексический материал:
Помидор, коза, Поля, роза, Паша, Галя, лапа, Толя, Катя, Ваня, ножи, Коля, Тамара, Сережа, и т. д.
Игра «Палочки»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.
Задание: выложить столько палочек, сколько хлопков услышишь.
Ход игры:
- Взрослый кладет перед ребенком счетные палочки.
- Объясняет ребенку: «Я буду хлопать в ладоши. А ты внимательно послушай, сколько раз я хлопну, и выложи столько палочек, сколько хлопков услышишь».
Игра «Ухо – нос»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.
Задание: делать, как взрослый.
Ход игры:
- Взрослый предлагает ребенку выполнять только то, что он скажет.
- Взрослый произносит вслух слово «ухо» и берется за ухо, произносит слово «нос» и берется за нос.
- Ребенок выполняет его действия.
- Через некоторое время взрослый начинает запутывать ребенка, ошибаться.
Например, говорит «нос» и берется за ухо, говоря «ухо», берется за колено.
- Задача ребенка: не сбиться.
- Через некоторое время взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Карманы»
Цель: научить ребенка внимательно слушать речевые задачи.
Задание: показать число на пальцах. Услышав слово – сигнал, спрятать руки в карманы.
Ход игры:
- Взрослый называет слово-сигнал. Например, «пять».
- Объясняет правила игры: «Я буду называть разные числа. Ты будешь показывать такое же количество пальцев. Как только услышишь слово «пять», спрячь руки в карманы».
- Взрослый называет различные числа.
- Ребенок внимательно следит, слушает, показывает на пальцах те числа, которые назвал взрослый, до тех пор, пока не прозвучит слово-сигнал.
Как только слово-сигнал прозвучит, ребенок прячет руки в карманы.
- Через несколько игр взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Задачка в стихах»
Цель: научить ребенка воспринимать условия задач в стихах на слух.
Задание: ответить на вопрос задачи.
Ход игры:
- Взрослый, рассказывая задачу в стихотворной форме, просит ответить на вопрос.
Лексический материал:
Шесть конфет лежат в кармашке.
У подружки. У Наташки.
Вот конфета для Иринки,
Вот конфета для Маринки,
Конфета для Оли,
Конфета для Саши.
А сколько осталось конфет для Наташи?
Игра «Задачка на внимание»
Цель: научить ребенка воспринимать условия задач на слух.
Задание: ответить на вопрос задачи.
Ход игры:
- Взрослый, рассказывая условие задачи, просит ответить на вопрос.
Лексический материал:
- На скамейке сидели три девочки. Между каждыми двумя девочками сел мальчик.
- Сколько мальчиков село на скамейку?
- Сколько стало детей на скамейке?
Игра «Слушаем и выполняем»
Цель: научить ребенка слушать задание с первого раза.
Задание: выполнить движения, о которых говорится в стихотворении.
Ход игры:
- Взрослый читает стихотворение.
- Ребенок выполняет движения.
Лексический материал:
1.
Ноги выше поднимай
И по комнате шагай.
Раз! Два! Три! Четыре!
Руки – в стороны пошире!
Пальцы в кулачки сжимай
И назад теперь шагай.
2.
Внимательно послушай:
Возьми себя за уши,
Вверх потяни, вниз потяни,
Вверх потяни, вниз потяни,
Вверх потяни, вниз потяни,
Сильнее тяни, но не оторви.
Они тебе очень еще пригодятся,
А значит, никак не должны оторваться.
Теперь аккуратно подергай за уши,
Потри их, погладь
И сказку послушай.
3.
Возьми карандаш правой рукой,
На пол аккуратно его опусти.
Теперь покажи его левой ногой,
Опять подними, чтоб на стол отнести.
4.
Собирайся на зарядку!
Выполняй все по порядку
Все спортивные движенья
И другие упражненья.
Просто так нельзя стоять –
Надо руки вверх поднять.
На носочки поднимись,
Вправо-влево повернись.
Руки снова опускаем,
Раз пятнадцать приседаем.
Посмотри-ка на окошко,
Громко хлопни-ка в ладошки,
За коленки ухватись,
Сядь на пол и улыбнись.
Игра «Что (кто) здесь?»
Цель: научить ребенка внимательно слушать задания.
Задание: услышав название предмета, относящегося к указанному признаку, дважды топнуть левой ногой.
Ход игры:
- Взрослый задает вопрос: «Что здесь маленькое?»
- Взрослый перечисляет предметы.
- Ребенок, услышав название предмета, относящееся к вопросу, дважды топает левой ногой.
- После этого взрослый задает вопрос: «Кто здесь маленький?»
- Взрослый перечисляет те же предметы.
- Ребенок, услышав название предмета, относящееся к вопросу, дважды топает левой ногой.
- Ребенок должен внимательно слушать вопрос и называть только неодушевленные предметы, если в вопросе было слово «что», и одушевленные, если «кто».
Лексический материал:
Маленькое. Слон, орех, арбуз, клубника, жук, вишенка, кит, дерево, гриб.
Сладкое. Яблоко, мороженое, перец, чеснок, конфета, торт, соль, лимон.
Горькое. Лимон, яблоко, мороженое, лук, клубника, чеснок, конфета, торт, таблетка, перец.
Съедобное. Клубника, мяч, мороженое, конфета, свеча, яблоко, камень, книга, арбуз.
Неживое. Сосулька, палка, игрушка, корова, мяч, лягушка, камень, малыш.
Живое. Ромашка, человек, палка, книга, орел, заяц, дерево, камень, мяч.
Большое. Машина, яблоко, вишенка, орех, клубника, слон, мышь, кит.
Несъедобное. Вишенка, яблоко, камень, ромашка, тарелка, арбуз, свеча, конфета, машина.
Игра «Найди ошибку»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и вникать в смысл сказанного другим человеком.
Задание: послушать внимательно предложения. Поднимать красный карандаш, если услышишь ошибку, и зеленый, если ошибок нет.
Ход игры:
- Взрослый читает предложения.
- Ребенок поднимает красный карандаш, услышав неточность в предложениях.
- При отсутствии ошибок в предложении ребенок поднимает зеленый карандаш.
Лексический материал:
Девочка ушиблась об угол стола.
Угол стола ударился о девочку.
Скакалка прыгала через Катю
Катя прыгала через скакалку.
Стена отскочила от мячика.
Мячик отскочил от стены.
Овраг перепрыгнул через Колю.
Коля перепрыгнул через овраг.
Грузовик свернул за угол.
Угол свернул за грузовик.
Репка читала сказку про маму.
Мама читала сказку про репку.
Камень споткнулся о Свету.
Света споткнулась о камень.
На полянку выскочил заяц.
Полянка выскочила на зайца.
Дерево спряталось под мышку.
Мышка спряталась под деревом.
Облака спрятались за солнце.
Солнце спряталось за облака.
Щенок залез под лавку.
Лавка залезла под щенка.
Корзинка залезла в котенка.
Котенок залез в корзинку.
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и вникать в смысл сказанного другим человеком.
Задание: исправить взрослого, если услышишь ошибку.
Ход игры:
- Взрослый читает предложения.
- Ребенок слушает внимательно и определяет, какие предложения неверные.
- Если предложение верно – «верно», если ложное – «неверно».
Лексический материал:
Кошка лакает воду.
Лягушка грызет орехи.
Змея долбит дерево.
Корова пасется на лугу.
Дельфин схватил акулу.
Пингвин поймал слона.
Собака грызет кость.
Рысь глотает бабочку.
Слон пьет нектар.
Рыбка жует траву.
Тигр колет орехи.
Лошадь ловит муху.
Стрекоза ест мясо.
Собака жует сено.
Игра «Ням – буль»
Цель: научить ребенка внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи.
Задание: сказать «ням», услышав название пищи, «буль» - название напитка.
Ход игры:
- Взрослый читает стихотворные строки.
- Ребенок, услышав название пищи, произносит «ням», услышав название напитка, произносит «буль».
Лексический материал:
Напитки пьют, еду едят,
Хотят того иль не хотят.
Выпить котлету у вас не получится,
А чтобы съесть сок – долго с вилкой мучиться.
«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил,
«БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.
Спагетти, бифштексы, компот,
Чай, кофе, пюре, бутерброд.
Салат, молоко, винегрет,
Печенье, коктейли, омлет.
Квас, пельмени, лимонад,
Сок, жаркое, шоколад.
Использованная литература:
1. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016. – 101-112с.
2. Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 320с. – (Библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "Научите своего ребёнка внимательно слушать"
Советы родителям«Научите своего ребёнка внимательно слушать!» ...
Учимся внимательно слушать задание
Статья подготовлена по материалам книги Елены Молчановой "300 игр для развития слухового внимания ребенка".Ребенку-дошкольнику важно научиться слушать и понимать задания с первого раза. Очен...
Консультация для родителей: «Учимся внимательно слушать задания»
Предложенные игры помогут быть внимательным в разных ситуациях, научат воспринимать речь собеседника без лишних пояснений и повторений, отлично разовьют слуховую память....
Консультация для родителей и педагогов. Учимся наблюдать за изменениями в природе ОСЕНЬЮ.
Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 4-5 летНа прогулке с ребенком отмечайте изменения, происходящие в природе осенью:• небо все чаще становится серым, пасмурным; небо плотно закрыто ту...
Консультация для родителей " Как научить ребенка внимательно слушать."
Развитию правильной и чистой речи у дошкольников часто мешает пониженный слух. родителям необходимо знать о состоянии слуха у своего ребенка. Для проверки слуха можно провести игры «...
Консультация для родителей и педагогов "Учимся держать правильно карандаш"
Советы по обучению правильного удержания карандаша....
консультация для родителей и педагогов. «Как научить ребенка слушать сказки? Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна.
консультация для родителей и педагогов.«Как научить ребенка слушать сказки? Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....