Методические рекомендации по применению игровых упражнений по профилактике плоскостопия в ДОУ.
методическая разработка

Кулешова Марина Алексеевна

Предлагаю специальные игровые упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендуем включать в утреннюю гимнастику и гимнастику после сна (по 2-3 упражнения), в образовательную деятельность по физической культуре (по 3-4 упражнения), а также использовать во время прогулок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению игровых упражнений по профилактике плоскостопия в ДОУ.

Мы предлагаем специальные игровые упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендуем включать в утреннюю гимнастику и гимнастику после сна (по 2-3 упражнения), в образовательную деятельность по физической культуре (по 3-4 упражнения), а также использовать во время прогулок. Упражнения желательно выполнять босиком.

Упражнения рекомендуем выполнять в определенной последовательности в три этапа. На первом этапе упражнения выполняются без предметов.

Дети делают различные движения носками и пальцами ног:

вверх - вниз, вправо - влево;

переносят тяжесть тела из положения основной стойки в разные части стопы, делают повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

Выполняют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности с целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени.

 Делают различные 7 общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению мышц бедра и голени, улучшению периферического кровообращения, которые охватывают все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы и т. д.

На втором этапе дети выполняют уже упражнения с предметами: захватывают пальцами стопы различные мелкие предметы, на некоторое время удерживая и выбрасывая их (это могут быть мелкие игрушки от Киндерсюрприза, камушки, детали конструктора, палочки, карандаши, различные веревочки и т. д.), перекатывают стопой набивной мяч.

 Также используются различные массажеры, на которые нужно давить стопой, и ходьба по нетрадиционным массажным дорожкам и следам.

Кроме того, применяются шаблоны с отпечатками стоп («следы»), которые изготовлены с учетом возрастных особенностей стопы в целях правильной и симметричной постановки стоп при ходьбе.

На третьем этапе двигательные действия детей усложняются: детям предлагается пройти по наклонной плоскости (доске), угол которой постепенно увеличивается; по дорожкам, кирпичикам, лесенкам, ребристым доскам и т. д.

После выполнения наиболее трудных статических упражнений детям нужно давать кратковременный отдых (40-50 сек) с учетом возрастных особенностей детей.

В это время можно предложить детям выполнить дыхательные упражнения в положении сидя, лежа на спине. Упражнения лучше включать в комплексы гимнастики, но можно выполнять отдельно.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

- ходьба по гимнастической палке и канату;

- ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке);

 - ходьба по гимнастической скамейке правым и левым боком, обхватывая ее края пальцами ног;

 - катание обручей пальцами ног;

- собирание мелких предметов пальцами ног;

 - захватывание массажных и набивных мячей ногами;

 - собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, веревки, платочков.

Кроме того, в организованной образовательной деятельности по физической культуре рекомендуется:

 разнообразить содержание и формы проведения образовательной деятельности, избегая методических шаблонов;

 ставить и стремиться решить конкретные задачи, которые могут оказывать общее и специфическое воздействие на организм дошкольников;

  соблюдать структуру ООД, методически грамотно организуя вводную часть, основную и заключительные части, рефлексию: Во время вводной части образовательной деятельности (10-15% времени, отведенного для ее проведения) необходимо создать мотивацию, положительный эмоциональный настрой, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке. Основная часть (70-80% от продолжительности образовательной деятельности) отводится на развитие и совершенствование двигательных навыков и умений детей, их физических качеств, воспитание активности, дисциплинированности, силы воли, добросовестности в выполнении упражнений.

Заключительная часть ООД (10-15% времени) направлена на постепенное снижение функциональной активности нагрузки детского организма, рефлексию собственной деятельности, подготовку к переключению на последующую деятельность.

  давать детям больше возможностей для проявления их инициативы в выборе подвижных игр, придумывании собственных упражнений;

  рационально продумывать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, изменением длинных и коротких рычагов, сменой исходного положения и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей;

 правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма: тщательно дозировать физические упражнения, обеспечить санитарно-гигиенические условия. Также нужно предварительно проверять инвентарь, продумывать безопасное размещение детей при выполнении упражнений;

 учитывать индивидуальные особенности детей. Во время организации вводной и заключительной части образовательной деятельности обязательно использовать различные виды ходьбы, по канатам, обручам, массажным дорожкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки.

Комплексы игровых  упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки....

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

упражнения  для  занятий  с  детьми  дома  по  профилактике  плоскостопия...

Цикл игровых упражнений для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки (младший дошкольный возраст)

Рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста по приобщению к здоровому образу жизни....

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

Упражнения с детьми по профилактике плоскостопия...

Комплексы игр и игровых упражнений по профилактике плоскостопия для дошколят

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнаст...

Игровые упражнения по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки. Рекомендации для родителей

Игровые упражнения по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки. Рекомендации для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"18141525","attributes":{"alt":"","cla...