Методические рекомендации по применению игровых упражнений по профилактике плоскостопия в ДОУ.
методическая разработка
Предлагаю специальные игровые упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендуем включать в утреннюю гимнастику и гимнастику после сна (по 2-3 упражнения), в образовательную деятельность по физической культуре (по 3-4 упражнения), а также использовать во время прогулок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по применению игровых упражнений по профилактике плоскостопия в ДОУ.
Мы предлагаем специальные игровые упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендуем включать в утреннюю гимнастику и гимнастику после сна (по 2-3 упражнения), в образовательную деятельность по физической культуре (по 3-4 упражнения), а также использовать во время прогулок. Упражнения желательно выполнять босиком.
Упражнения рекомендуем выполнять в определенной последовательности в три этапа. На первом этапе упражнения выполняются без предметов.
Дети делают различные движения носками и пальцами ног:
вверх - вниз, вправо - влево;
переносят тяжесть тела из положения основной стойки в разные части стопы, делают повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.
Выполняют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности с целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени.
Делают различные 7 общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению мышц бедра и голени, улучшению периферического кровообращения, которые охватывают все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы и т. д.
На втором этапе дети выполняют уже упражнения с предметами: захватывают пальцами стопы различные мелкие предметы, на некоторое время удерживая и выбрасывая их (это могут быть мелкие игрушки от Киндерсюрприза, камушки, детали конструктора, палочки, карандаши, различные веревочки и т. д.), перекатывают стопой набивной мяч.
Также используются различные массажеры, на которые нужно давить стопой, и ходьба по нетрадиционным массажным дорожкам и следам.
Кроме того, применяются шаблоны с отпечатками стоп («следы»), которые изготовлены с учетом возрастных особенностей стопы в целях правильной и симметричной постановки стоп при ходьбе.
На третьем этапе двигательные действия детей усложняются: детям предлагается пройти по наклонной плоскости (доске), угол которой постепенно увеличивается; по дорожкам, кирпичикам, лесенкам, ребристым доскам и т. д.
После выполнения наиболее трудных статических упражнений детям нужно давать кратковременный отдых (40-50 сек) с учетом возрастных особенностей детей.
В это время можно предложить детям выполнить дыхательные упражнения в положении сидя, лежа на спине. Упражнения лучше включать в комплексы гимнастики, но можно выполнять отдельно.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
- ходьба по гимнастической палке и канату;
- ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке);
- ходьба по гимнастической скамейке правым и левым боком, обхватывая ее края пальцами ног;
- катание обручей пальцами ног;
- собирание мелких предметов пальцами ног;
- захватывание массажных и набивных мячей ногами;
- собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, веревки, платочков.
Кроме того, в организованной образовательной деятельности по физической культуре рекомендуется:
∙ разнообразить содержание и формы проведения образовательной деятельности, избегая методических шаблонов;
∙ ставить и стремиться решить конкретные задачи, которые могут оказывать общее и специфическое воздействие на организм дошкольников;
∙ соблюдать структуру ООД, методически грамотно организуя вводную часть, основную и заключительные части, рефлексию: Во время вводной части образовательной деятельности (10-15% времени, отведенного для ее проведения) необходимо создать мотивацию, положительный эмоциональный настрой, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке. Основная часть (70-80% от продолжительности образовательной деятельности) отводится на развитие и совершенствование двигательных навыков и умений детей, их физических качеств, воспитание активности, дисциплинированности, силы воли, добросовестности в выполнении упражнений.
Заключительная часть ООД (10-15% времени) направлена на постепенное снижение функциональной активности нагрузки детского организма, рефлексию собственной деятельности, подготовку к переключению на последующую деятельность.
∙ давать детям больше возможностей для проявления их инициативы в выборе подвижных игр, придумывании собственных упражнений;
∙ рационально продумывать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, изменением длинных и коротких рычагов, сменой исходного положения и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей;
∙ правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма: тщательно дозировать физические упражнения, обеспечить санитарно-гигиенические условия. Также нужно предварительно проверять инвентарь, продумывать безопасное размещение детей при выполнении упражнений;
∙ учитывать индивидуальные особенности детей. Во время организации вводной и заключительной части образовательной деятельности обязательно использовать различные виды ходьбы, по канатам, обручам, массажным дорожкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки.
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки....
Игровые упражнения для профилактики плоскостопия
упражнения для занятий с детьми дома по профилактике плоскостопия...
Цикл игровых упражнений для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки (младший дошкольный возраст)
Рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста по приобщению к здоровому образу жизни....
Игровые упражнения для профилактики плоскостопия
Упражнения с детьми по профилактике плоскостопия...
Комплексы игр и игровых упражнений по профилактике плоскостопия для дошколят
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнаст...
Комплексы игр и игровых упражнений по профилактике плоскостопия для дошколят
Здоровье стоп – это здоровье всего организма....
Игровые упражнения по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки. Рекомендации для родителей
Игровые упражнения по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки. Рекомендации для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"18141525","attributes":{"alt":"","cla...