Рекомендации для родителей. Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста в семье
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В содержании представлены направления работы по формированию фонематического слуха у дошкольников в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста в семье
В соответствии с ФОП ДО выделены задачи формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста
3-4 года | формировать умение вслушиваться в звучание слова |
4-5 лет | -формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов) -определять и изолированно произносить первый звук в слове - называть слова с заданным звуком -произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно |
5-6 лет | -различать гласные и согласные звуки -определять твердость и мягкость согласных |
6-7 лет | -продолжать формировать интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям |
Речь – важнейшее средство организации эффективного социально-психологического взаимодействия взрослого и ребенка. Роль родителей в формировании фонематического слуха у ребенка значительна. В первую очередь нужно понимать, узнает ли ребенок неречевые звуки. Работа по узнаванию и различению неречевых звуков лежит в основе речевого развития. Фонематический слух можно и нужно упражнять, тренировать, ведь вокруг нас огромное разнообразие звуков – нужно учиться слышать их.
Правильно и чисто говорить ребенок будет только тогда, если хорошо слышит звуки, может отличать их на слух и пытаться откорректировать свое произношение в соответствии с услышанным. Поэтому развитие фонематического слуха является основополагающим фактором в развитии речи ребенка - дошкольника.
У детей различают физический слух – способность к слуховому восприятию звуков природы и окружающего мира и фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи, т.е. фонем, понимание смысла речи (он имеется только у человека).
Хорошо развитый фонематический (речевой) слух обеспечивает ребенку четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность корректно регулировать громкость произношения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.
Отражение слышимых звуков окружающего мира происходит в форме звукового образа. Наличие у ребенка слуховых эталонов, позволяют ему проще ориентироваться в окружающей действительности. Например, различение неречевых звуков, свидетельствующих о приближении или удалении отдельных объектов, более точная ориентировка в пространстве и определение своего местоположения, ориентируясь по направлению звукового сигнала.
Нарушение фонематического восприятия значительно затрудняет овладение детьми правильного звукопроизношения, в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Эти процессы взаимосвязаны, имеют друг на друга взаимное влияние.
Хорошо развитый фонематический слух позволит ребенку слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть, уметь анализировать звуковую структуру слова, что является предпосылкой к обучению грамоте.
Недоразвитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста препятствует качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и приводит к трудностям в освоении чтения и письма.
Исправить существующие нарушения значительно сложнее, нежели предупредить их. Поэтому развитию фонематических процессов необходимо уделять достаточное внимание, начиная с самого легкого – привлекая внимание ребенка к различным звукам не только человеческого голоса, но и к неречевым звукам.
Начинать можно с различных звучащих игрушек: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки. Сначала взрослый показывает их ребенку, а затем демонстрирует их звучание.
Включение игровых заданий со звуками детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др. Когда ребенок запомнит их звучание, можно попросить его закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если он без труда узнает звуки двух музыкальных инструментов, то можно увеличить их число.
Приучать детей прислушиваться на прогулке к звукам природы: шуму ветра, дождя, шелесту листьев, журчанию воды в ручье, плеску волн. К звукам города: сигналу автомобилей, стуку колес поезда, скрипу тормозов, гулу самолета.
Выполняя домашнюю работу, вовлекать ребенка в игровую ситуацию по развитию слухового восприятия как скрипит дверь, звенит посуда, работает пылесос, тикают часы, шуршит пакет, пересыпается крупа и т. п.
Кроме того, почти в каждой семье в настоящее время имеется компьютер, который можно использовать как дополнительный набор для развития фонематического восприятия, например, компьютерные программы: «Учимся говорить правильно».
Развитие слухового восприятия – предмет заботы взрослых, начиная с самых близких окружающих ребенка людей. Фонематический опыт ребенка способствует развитию у него умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания и, как следствие:
− правильность произношения звуков;
− четкость, ясность произнесения слов;
− повышение и понижение голоса;
− усиление или ослабления громкости;
− ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
− тембральную окраску.
Игры – упражнения для формирования фонематического слуха
у детей старшего дошкольного возраста
Игра- упражнение «Поймай звук»
Цель: развивать внимание, фонематический слух, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда.
Ход игры: показать ребенку определённый символ звука, затем произнести ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а ребенок, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.
Игра-упражнение «Я скажу, ты повтори»
Цель: развивать слуховое восприятие, память; формировать умение запоминать и воспроизводить цепочку из 2-3 слов, схожих по звучанию.
Ход игры: произнести цепочку слов, ребенок должен её повторить
Мак – бак – так Моток – каток - поток
Ток – тук – так Батон – бутон - бетон
Бык – бак – бок Будка – дудка - утка
Дам – дом – дым Нитка – ватка - ветка
Ком – дом – гном Клетка – плёнка – плётка
Игра «Звуковой кубик»
Цель: развивать фонематическое восприятие и мышление; активировать память и речь; учить подбирать слова с определённым звуком.
Ход игры: На грани кубика приклеиваются цветные квадраты – условные обозначения звуков: красный (гласный), синий (твердый согласный), синий с колокольчиком (звонкий твердый согласный), зелёный (мягкий согласный), зелёный с колокольчиком (звонкий мягкий согласный). Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, согласно условному обозначению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет: Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста".
Развивать речь и мелкую моторику при помощи пальчиковых игр при совместной игровой деятельности ребенка с родителями....
"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"
В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....
Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста
Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...
Рекомендации для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Среди многочисленных игр дети используют игры в «театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в ...
Рекомендации для родителей при трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
Трудовая деятельность играет огромную роль при всестороннем развитии ребенка, можно выделить ряд рекомендации для родителей при трудовом воспитании в семье:1. Отношение ребенка...
Рекомендации для родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Интеллектуальные и развивающие игры для всей семьи...