Загадки. Как их отгадывать?
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка отгадывать загадки
Загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. Загадка
— это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого вопроса).
Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления ребенка.
Загадка — это логическая задача, облеченная в метафорическую форму. Она развивает такие мыслительные операции как, анализ, синтез, сравнение. А так же воображение, речь, обогащает словарный запас, развивает познавательную мотивацию, интерес к слову.
Дети научаются отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ; не могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке; сознательно опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке.
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного состязания. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения.
Как же учить детей отгадывать загадки?
1. Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа. Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке.
2. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т.к. загадки основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений.
3. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей ( в книгах этой цели служат картинки )
4. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет ) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, и т.д. Чем чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет ребенку отгадывать загадки, т.к. они построены не только на описании признаков,но и на сравнении.
5. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании (” Не лает, не кусает, а в дом не пускает “) и загадки, включающие сравнения ( ” За бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут “.)
Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопрос “Почему?”, ” Как ты догадался?”. Если же отгадка не найдена – вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.
Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не
растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом.
Не забывайте, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и
попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.
Рассмотрим для примера следующую загадку:
На четырех ногах стою
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
(кровать)
Читаем первую строчку (один признак) загадки:
На четырех ногах стою…
Предлагаем ребенку подумать, кто или что может стоять на четырех
ногах, дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол,
стул…продолжаем чтение загадки
Ходить же вовсе не могу.
Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети
вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками:
стол, стул, шкаф, диван, кровать и т.д. Затем заканчиваем чтение загадки:
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
И дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул.
Каждый из этих предметов является отгадкой.
Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным семейным занятием.
Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством, ставьте перед ребенком конкретную задачу: не просто отгадать, а доказать, что ответ верный.
Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.
Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки.
Например, перед прогулкой загадайте такую загадку: Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а без волос. А во время прогулки направляйте внимание ребенка, рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями природы.
Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности
оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к
рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения. Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для
ребенка является сам засекреченный объект и сообщаемые о нем признаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое загадка? Народная и литературная загадка.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....
Загадки.su - Загадки для детей и взрослых
На сайте загадки.su написаны авторские загадки, скороговорки, шарады, колыбельные, считалки,стихи разной тематики и жанров. Сайт интересен детям любого возраста и взрослым. Загадки.su...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
ЧЕЛОВЕК - ЗАГАДКА ВЕКА. ОН ЗАГАДКА И ОТВЕТ.
На применении ТРИЗ раскрыть сущность жизнедеятельности человека....
«Дети – мира нежные загадки, Где в самих загадках кроется ответ…»
В лекции пытаюсь раскрыть сущность маленького человека - ребёнка....